Глава 76

   1См. ч. II, Введение, постулат одиннадцатый и гл. 1.

   2.

   3Или "каждой частицей".

   4Как отмечает Шварц, подобное доказательство приводится ал-Бакиллани.

   5.

   6'.

   7Речь идет о принятом среди мутакаллимов "заключении от очевидного к сокровенному", см. выше, прим. 16 к гл. 56; ср. примечания Шварца к этому месту.

   8Из предположения о телесности Бога.

   9'.

   10 , букв. "[клянусь] Богом - нет такого!", см. примечания Шеера и Капаха, перевод Пинеса.

   11 - глубокое, см. Мунк.

   12Т.е. тем, на которые мы можем указать, сказав: "вот эти", здешним, окружающим нас телам.

   13.

   14' , см. прим. 7 к Введению, прим. 17 и 25 к гл. 56.

   15. О разнице между и см. напр. Wolfson, "Arabic and Hebrew Terms for Matter and Element With Especial Reference to Saadia", Studies, II, pp. 377-393.

   16Антропоморфист.

   17.

   18См. гл. 57-58.

   19.

   20Желание сохранить верность буквальному пониманию антропоморфных выражений Корана и при этом не нарушить запрет уподобления Бога сотворенному (Коран, 42:9, 112:4), привело к появлению таких, к примеру, формулировок: "Божество есть тело, плоть и кровь... Вместе с тем это тело не похоже на [другие] тела, плоть не похожа ни на какую другую плоть, кровь не похожа ни на какую другую кровь... Он не похож ни на что из созданий, и ничто не похоже на него" (аш-Шахрастани, стр. 100, ср. там же, стр. 161). См. выше, гл. 1 и прим. 2 к ней; Wolfson, "The Philosophy of the Kalam", pp. 14-15, 77; idem, "Maimonides on the Unity and Incorporeality of God", Studies II, pp. 433-457.

   21То есть к Нему применим принцип допустимости (Эвен Шмуэль).

   22См. Davidson, "Proofs for Eternity...", p. 172; Shahrastani, "Kitab nihayat...", pp. 106-107; Wolfson, "The Philosophy of the Kalam", p. 50.

   23Кроме Бога.

   24Гл. 74, путь четвертый.

   25.

   26Это уточнение связано с отличием философского онтологического понимания возможности от субъективистской концепции "допустимости" в каламе.

   27В некоторых манускриптах эти слова отсутствуют.

   28'.

   29Стремление победить в споре (Эвен Шмуэль).

   30См. примечание Пинеса.

   31'.

   32, см. гл. 63 и прим. 34 к ней.