К оглавлению "РАМБАМ"

К оглавлению "Морэ Невухим"

Глава 39

- слово многозначное. Оно означает "сердце", то есть орган, который является первоосновой1 жизни всякого существа, имеющего сердце: "и вонзил их в сердце Авессалома".2 И, поскольку этот орган находится в середине тела, данное слово метафорически обозначает середину любой вещи: "...до сердца небес"3; "В сердцевине огня".4

Кроме того, под этим словом подразумевается мысль: "разве сердце мое не сопутствовало тебе?",5 то есть "я присутствовал мысленно, когда произошло то-то и то-то". В этом смысле сказано: "...не будете следовать сердцу вашему"6; имеется в виду: "не будете следовать вашим [греховным] помыслам"; "...сердце которого отвращается ныне [от Господа]"7 - "мысль которого отвращается...". Это же слово может означать и мнение:8 "и у всех остальных израильтян сердца были едины в том, чтобы воцарить Давида..."9, то есть [у них] было единое мнение. Точно так же в речении "Глупцы умирают, лишенные сердца"10 подразумевается - лишенные [истинного] воззрения. Подобно этому смысл речения "Не уклонится сердце мое ( ) во все дни мои"11 таков: "не уклонится мое мнение и не отвратится от этого"; ибо фраза эта [целиком], начиная с первых слов ее, гласит: "За правду мою держался я, не отступлюсь от непорочности своей, не уклонится сердце мое во все дни мои". На мой взгляд, тот же смысл, что и в слове , имеет [корень ] в выражении: "рабыня, обрученная () мужу",12 где он близок к арабскому (отклонившаяся); таким образом, смысл выражения будет следующим: "отклонившаяся от рабского статуса в сторону статуса супружеского".13

Слово это означает и воление: "Дам вам пастырей, что Мне по сердцу";14 "Правдиво ли твое сердце так, как мое сердце...",15 то есть: "Желаешь ли ты правды, как я того желаю?" Иногда в том же смысле оно употребляется метафорически, когда речь идет о Боге: "который по сердцу Моему и по душе Моей поступать будет",16 то есть будет поступать согласно Моей воле; "И будут очи Мои и сердце Мое там во все дни",17 то есть: "Мой Промысел18 и Моя воля".

Это слово означает также "разум":19 "И пустой [вначале] человек обретает сердце...",20 то есть [начинает] умопостигать. "Сердце мудрого - на правую сторону...",21 то есть его разум обращен на совершенные предметы; подобные примеры многочисленны. В таком смысле, то есть как обозначение интеллекта, слово употребляется метафорически по отношению к Богу всегда, кроме исключительных случаев, когда оно указывает на "волю" - в каждом месте в соответствии с контекстом.

Точно так же фразы "и обрати к сердцу своему",22 "И не обратит он это к сердцу своему"23 и все тому подобное - все они подразумевают интеллектуальное созерцание, как и речение "Но не дал вам Господь сердца, чтобы разуметь...",24 которое аналогично фразе "Тебе дано было созерцать, чтобы ты разумел...".25

Что же касается речения: "люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим...",26 то, на мой взгляд, толкование этого: "всеми силами твоего сердца", то есть всеми телесными силами, ибо общий источник их - в сердце. Таким образом, смысл этой фразы состоит в том, что ты должен сделать целью всех своих действий постижение Его, как мы объяснили это в Комментарии к Мишне27 и в "Мишне Тора".28


Продолжение