МАХАНАИМ - еврейский культурно-религиозный центр
К оглавлению курса З.Дашевского "Герои ТаНаХа в мидрашах мудрецов"

2-й семестр, лекция 4

1. Три знака, данные Моше Всевышним

Когда Моше приводит новое возражение: "Они не поверят мне и не послушают моего голоса, потому что скажут: "Не показывался тебе Всевышний", - и сказал ему Всевышний: "Что это у тебя в руке? И сказал: "Посох". И сказал: "Брось его на землю". И бросил Моше на землю, и он превратился в змея, и убежал Моше от него, и сказал Всевышний Моше: "Протяни руку и схвати его за хвост". И протянул он руку, и схватил его, и он превратился в посох у него в руке. Мы говорили, что тут уже есть двойное чудо, не только с превращениями, но и то, что он хватает его за хвост, а ручка у посоха - со стороны головы. Он схватил за хвост, а превратился в нормальный посох, т.е. как будто бы он его схватил с другой стороны.

Ради того, чтобы поверили, что показывался, открывался тебе Всевышний, Бог твоих отцов, Бог Авраама, Бог Ицхака, и Бог Яакова, и сказал Всевышний ему: "Еще один знак ему даст - засунь ты твою руку за пазуху". И засунул он руку за пазуху, и вынул ее, и вот рука его покрыта проказой, как снег. И сказал ему: "Верни руку запазуху". И вернул он руку за пазуху, и вынул ее оттуда, и вот она вернулась к своему прежнему виду.

И теперь восьмой стих четвертой главы. "И вот, если не поверят тебе, и не послушают голоса первого знака, то поверят голосу второго знака. А если не поверят также и обоим этим знакам, и не послушаются твоего голоса, то возьми из воды Нила и вылей ее на сушу, и вода, которую ты возьмешь из Нила, превратится в кровь на суше".По этому поводу наш мидраш говорит. Зачем целых три знака дает ему Всевышний? Соответственно Аврааму, Ицхаку и Яакову. Теперь этот мидраш конкретно разбирает превращение воды в кровь. "И возьмешь из воды Нила" - дал ему намек, что из-за того, что он, Моше, скажет Израилю, воде предстоит превратиться в кровь, и он будет наказан из-за нее. Потому что так сказано ("Ба-мидбар", ,20 10): "Послушайте-ка вы, бунтари. И ударил по скале, и из нее вышла кровь". (Ничего подобного в стихе нет). Ибо сказано в Псалмах (Псалмы, ,78 20): "Вот ударил по скале, и потекла вода". И слово "потекла" обозначает не что иное, как кровь. Как сказано в книге "Вайикра",(,15 25): "И женщина, если будет у нее кровотечение", - что у нее течет кровь. Понятная логика. И поэтому он ударил по скале дважды. Потому что вначале вышла кровь, а потом вода.

Первое, что кажется совершенно непонятным в этом мидраше, - откуда взялась кровь? На этот вопрос мидраш дает прямой ответ. А вот сказано в другой совсем книге, в книге "Вайикра": "Женщина, если будет у нее кровотечение..." И там используется тот же глагол "лазув". Прекрасно! Но могут течь самые разные жидкости?! Кто сказал, что если потекла, так обязательно кровь? А вот на это люди, которые хорошо знают ТаНаХ, говорят, что этот глагол "потечь", "зива", употребляется регулярно в отношении густых жидкостей: меда, молока, крови. А в применении к воде есть только три места в ТаНаХе, где употребляется этот глагол, и все три места относятся к тому эпизоду, из-за которого Моше наказан. Это уже очень сильное указание для мидраша. Теперь второй вопрос, содержательный - что это за эпизод?

2. Эпизод с "мей-мерива". Причины смерти Моше

Хотя он происходит намного позже, чем время, которое мы обсуждаем, тем не менее, это имеет очень прямое отношение к биографии Моше и к его образу, и поэтому мы сейчас вкратце этот эпизод обсудим. Мы не сможем его сегодня разобрать, потому что это отдельная, очень важная тема, но, тем не менее, мы, по крайней мере, сейчас приведем, как описан этот эпизод в книге "Ба-мидбар", -20я глава. "И пришли сыны Израиля, вся община, в пустыню Цин, в первый месяц (это, как нам известно Нисан, это первый месяц сорокового года, последнего в пустыне). И располагался там народ в Кадеш (это пустыня такая). И умерла там Мирьям, и похоронена там. (Мирьям 125 лет.) И не было воды для общины, и собрались они на Моше и на Аарона, и ссорился народ с Моше, и говорили так: "Лучше бы нам умереть, когда умирали наши братья перед Всевышним (имеется в виду в начале хождения по пустыне.) И для чего это вы привели собрание Всевышнего в эту пустыню, чтобы там умерли мы и наш скот.И для чего вы вывели нас из Египта, чтобы привести нас в это нехорошее место, где нет зерна, и смоковницы, и винограда, и граната, и воды нет?"

Это само по себе место, которое заслуживает обсуждения. Человек говорит: "Куда ты меня привел? Здесь вообще не дают человеку "мерседес", чтобы проехать на работу, и в оперу не сходишь каждый день, и хлеба нет". У них нечего пить, а они начинают перечислять самые превосходные растения. (Это в скобках, мы сейчас это разбирать не можем, речи поразительные.) И пришел Моше и Аарон, отступая от собравшихся ко входу в шатер собрания, и упали на лицо, и показалась Слава Всевышнего им, и говорил Всевышний Моше: "Возьми посох и собери общину ты и Аарон, брат твой, и говорите к скале у них на глазах, и она даст свои воды, и извлечете для них воду из скалы, и ты напоишь общину, и скот их". И взял Моше посох, который был перед Всевышним, в переносном Храме, как Он заповедал ему, и собрали Моше и Аарон собрание к скале, и сказал им: "Послушайте-ка вы, бунтари, из этой ли скалы мы извлечем для вас воду?" И поднял Моше руку, и ударил по скале своим посохом дважды, и вышло множество воды, и пила община и их скот. И сказал Всевышний Моше и Аарону: "За то, что вы не поверили в Меня и не освятили Меня на глазах сынов Израиля, посему не введете вы это собрание в землю, которую Я дал им". И это "мей-мерива". т.е. воды раздора, где ссорились сыны Израиля со Всевышним, и Он освятился на них.

Это эпизод, который является одним из самых темных и вызывает невероятные трудности у комментаторов всех поколений. Наказание - перед нами. За то, что Моше чего-то не сделал, наказание - смертный приговор. Он не введет, умрет и будет похоронен здесь, с восточной стороны Иордана. В чем его грех? Каждый теряется в догадках.И есть, по меньшей мере, дюжина объяснений и чуть побольше того. И это тема для очень серьезного обсуждения. Если мы увидим, что нас она привлекает больше всех, нам, в конце концов, никто не сказал, что мы сейчас обязательно должны докончить разговор у горящего куста, хотя мне очень хотелось это сделать.

Моше упустил возможность освятить Всевышнего на глазах у сынов Израиля. В этом был криминал. В чем состоял его грех? Одно мнение - в том, что ему было сказано: "Скажите, чтобы она дала воду", а он ударил. Другое мнение - ударить он должен был - потому что зачем иначе посох брать?! Плохо, что он ударил дважды. Богатырская рука два раза не сечет. Был такой автор Великовский, который предположил, что сыны Аарона сгорели, потому что комета столкнулась с землей, когда впервые возникла нефть. Не знали, как обращаться. Такая богатая фантастика всегда меня удивляет. Человек, который немного знаком с наукой, должен понимать, что такое фантастика и что такое разумное объяснение. Не знали, как обращаться с нефтью, и по неосторожности две струйки огня вошли в ноздри сынам Аарона и сожгли их изнутри и оставили нетронутыми снаружи. Я такого пожара, к счастью, никогда в жизни не видел.

Вся педагогическая сила Торы заключается в том, что, хотя сама по себе природа, казалось бы, нейтральна по отношению к нравственности, но, по счастью, природой управляет тот самый Бог, который управляет нравственностью. И это, кстати, тот аргумент, который убедил Итро, наконец, махнуть рукой на всех идолов вместе, прийти, в конце концов, в пустыню и сделать гиюр. Одно из самых глубоких объяснений - потому что он увидел, что тот Бог, который сильнее всех и управляет всеми силами природы, - Он же Бог, который велит вести себя нравственно. И поэтому наказывает мера за меру. Египтян он утопил за то, что они топили наших младенцев. А если бы Он его наказал по-другому, он бы решил: "Ну, этот Бог оказался сильнее других". Само по себе не так содержательно. А вот единство Бога, Который управляет всеми силами природы и нравственностью, - это вещь, действительно, содержательная. И поэтому сказать,что Бог - просто самодур, который наказывает человека просто по своей прихоти - значит пренебречь центральным требованием абсолютной справедливости Творца.

3. Анализ понятий "эда" и "каhал". Педагогика Торы в эпизоде с "мей-мерива"

Первое объяснение, что надо было говорить, а не ударить, - есть мидраш, и его приводит Раши. Второе объяснение дает Рамбан. Рамбан объясняет, что криминал состоит в том, что Моше оскорбил народ Израиля, что никому не разрешено. Он с ними грубо разговаривал: "Ну, вы бунтари!" Никому не позволяется. Есть еще множество объяснений.Один комментатор прошлого века говорил: "Я боюсь подступиться к этой теме". Человек совершил один грех, а ему двенадцать уже приписали. И теперь я страшусь, что, может быть, я не найду, в чем его грех. Или, того хуже, найду тринадцатый. Тем не менее, по крайней мере, один выдающийся рав предыдущего поколения, замечательный ученик рава Кука, рав Харлап, взялся трудолюбиво проанализировать весь этот отрывок и проделал честную лабораторную работу, чего и нам желаю. Здесь замечательным образом происходит игра на употреблении двух терминов: "эда" (община) и "каhал" (собрание). И хотя это не мидраш, и это выходит за рамки нашего курса, - но раз мы уже взяли, я вам покажу хотя бы часть этих мест.

Говорится: "И пришли сыны Израиля - "коль hа-эда", вся община пришла в пустыню Цин. Дальше - народ ссорился и так далее, и Бог велит Моше: "Возьми посох и собери общину, (это "эда"). И обратись к скале, она даст воду. И собрали Моше и Аарон эт ha-кahaл. Нарушение инструкции: им было сказано: "соберите эда" а они собрали каhал. Разница в том, что "каhал" - это собрание индивидуумов, которые объединены какой-то целью, например, собрание пайщиков кооператива. Или общество, которое стоит на остановке и ожидает автобуса. Это "каhал", их соединили вместе, они сами собрались вместе. В то время, как "эда" - это от слова "еуд", у них есть общее предназначение. Это нечто объединенное внутренним единством, для чего есть общий корень.

Коротко говоря, криминал Моше состоял в том, что он достиг уровня профессиональной непригодности. Он не годился быть руководителем этого народа, потому что находился на слишком высоком уровне. И в этом растрепанном соединении бунтующих людей, которые сорок лет ходили и получали уроки, каких не видело ни одно поколение,и они теперь начали напирать: "Зачем ты вывел нас из Египта?" Вы же видели, что вас сам Всевышний вывел из Египта, что же вы спрашиваете Моше: "Для чего ты вывел нас?" И Моше не может увидеть в них общину, он видит в них каhал. А Всевышний ему говорит: "Если ты не видишь в них самого главного, как ты можешь быть их руководителем?"

Это очень глубокое объяснение, которое содержит в себе все предыдущие объяснения. Все остальное является частным проявлением. И то, что он ударил вместо того, чтобы сказать. Почему вдруг так сурово говорится? Возьмем на минутку точку зрения Раши. За то, что вы упустили случай и не освятили меня перед народом. Потому, - говорит мидраш, - что если бы вы сказали словами: "дай воду", - то люди должны были бы взять себе это в качестве урока: уж если бессловесная скала слушает человеческого слова, неужели мы не можем, наконец, вразумиться и послушать?! Это то, что называется "каль вэ-хомер" - "и подавно". А теперь вы ударили и упустили эту педагогику. Сорок лет назад, в начале пути, был приказ: "Возьми посох и ударь". Вчерашние рабы вышли, им надо было показать чудо. Воды нет, ударили по скале, она дает много воды. Но теперь этого уже недостаточно, теперь нужно учить не механикой удара. Теперь нужно учить, что в природе всюду заложена душа, возможно даже в камне. В принципе Израиль должен открыть миру педагогику. Наш царь Шломо умел разговаривать не только со зверями и растениями, он даже с камнями умел разговаривать. А ты, Моше, сразу в драку бросаешься.

Каждое из объяснений, которые были даны в мидрашах и предыдущими комментаторами, может уложиться теперь в этот взгляд, который нам дал рав Харлап. Я только чуть-чуть, пунктиром, дал вам возможность познакомиться с этой потрясающей сценой и с глубиной проблем. Не подумайте, что мы все стороны обсудили и закрыли. Возвращаемся к нашему мидрашу.

Законный вопрос, который задает Рамбан: если не надо было ударять, так зачем говорится: "Возьми посох"? Это отдельная, захватывающая тема. Если у нас будет время, то, может быть, мы обсудим это. Это тема, которая достойна отдельного большого обсуждения: о роли посоха на протяжении всей истории. Начиная от того разговора, когда он превращается в змея в демонстрационном эксперименте, и кончая вот той сценой у скалы. Очень интересно посмотреть, какую роль он исполняет. Сейчас, чтобы не оставить этот вопрос совсем без ответа, я кратко скажу так. Очень важно было взять посох и показать, что он не работает дубиной. Потому что у народа, в результате всех чудес, которые совершались посредством посоха, вполне могло и даже должно было сложиться впечатление, что это волшебная палочка: махнул - и она делает. Так вот, теперь Моше было велено: возьми посох и покажи, что он ничего не делает, что скала слушается слов. Посох- это дирижерская палочка, и не надо говорить, что дирижер так блестяще продирижировал, потому что у него в руках волшебная палочка. С другой стороны, дирижерская палочка - это вещь очень нужная. (Как говорил Мандельштам, вечная мечта всечеловеческой пошлости - идеально сыгранный оркестр без дирижера. Дирижер необходим,он завершает оркестр, но он его не заменяет).

Вопрос - что хотел Бог показать, давая эти инструкции. Бог хочет показать, как устроен мир. Прежде всего, он хочет показать, что не посох и не удар делает чудеса, а Моше, который делает не своей силой, а силой Всевышнего, Который его послал. Вот такая иерархия, и это выражается в том, что завершает сцену рассечения моря. Когда она вся закончилась, последние слова: "И поверили во Всевышнего и в Моше, раба Его". Т.е. поверили сразу, что всем управляет Всевышний, а Моше выступает только в должности Его раба и посредника.

4. Сущность ошибки Моше. Необходимость для руководителя народа Израиля верить в свой народ

Итак, он говорит: "И ударил по скале, и потекла кровь..." Это не цитата из какого бы то ни было стиха, потому что нигде не сказано, что потекла кровь. Но мидраш исходит из того, что используется глагол, который нигде в другом отношении не применяется к воде. Никогда почти не удается с мидрашем поступить, как с теоремой из области дифференциальных уравнений. Мы не можем доказать существование единственность. А может, не кровь, а молоко? А может быть, мед потек? Я был бы рад доказать вам, что здесь совершенно не может быть речи об этом, но единственное, что мидраш вам говорит, - что есть место, которое традиция велит приравнивать, где этот же глагол "потечь" используется в применении к крови, а не к чему-нибудь другому, хотя естественно, что в похвале к Земле Израля, говорится: "Эрец зават халав у-дваш", - земля, текущая молоком и медом. Но чтобы скала текла молоком и медом, - этого мы пока не встречали.

Этот мидраш говорит, что удар два раза был необходимостью. После того, как он первый раз ударил вместо того, чтобы сказать, пошла кровь вместо воды. Он не мог на этом остановиться. Он ударил по скале еще раз, чтобы хотя бы шло то, что надо. Он уже попал в условия необходимости. Потому-то он ударил по скале дважды - потому что вначале потекла кровь, а потом вода.

Что касается первых двух знаков (посох превращался в змея, и рука покрывалась проказой), - про эти первые два знака ты обнаруживаешь, что все возвращается к своему первоначальному виду. Посох снова становится посохом, рука снова становится здоровой, но знак крови, в которую превратилась вода, не вернулся к своему исходному состоянию, т.е. превратилась в кровь и так и осталась. Потому что не желал Бог простить Моше грех с водой. Этот грех был непростительным. Первоначальное состояние крови было вода. Ты возьмешь воду из Нила, и она превратится в кровь. И не сказано, что потом она вернется опять в состояние воды.

Мы сейчас говорим о демонстрационных экспериментах. Мидраш этот относится все еще к сцене разговора у горящего куста, где Моше получает знаки, которые он будет демонстрировать, придя в Египет. Пока речь идет о демонстрациях не фараону, а народу Израиля, потому что Моше опасается, что ему не поверят. Вообще говоря, Тора требует, чтобы не верили первому попавшемуся претенденту, что он действительно пророк и пришел по поручению Всевышнего. Он должен предъявить верительные грамоты: т.е. либо продемонстрировать какие-то явные чудеса, либо в очень точных деталях предсказать близкое будущее. Вы совершенно правы, что в сцене со скалой кровь пошла только вначале, а вода пошла потом. Речь идет не о сцене со скалой, речь идет не об эпизоде самих десяти казней в Египте. Речь идет о демонстрации Моше у горящего куста. Это не имеет никакого отношения к той сцене, когда Моше ударяет по скале, и она дает воду. Этот мидраш упоминает сцену, как наказание, а относится к этому эпизоду, где содержится намек на это наказание.

Итак, Моше последовательно высказывает возражения, почему его не стоит посылать с той миссией, которую ему определил Всевышний. Очередное возражение, на которое он сейчас получает ответ, - это то, что они мне не поверят. И знаки носят нравоучительный характер: ты, Моше,занимаешься злоязычием. Ты наговариваешь на сынов Израиля, которые "мааминим бней-мааминим". Они верящие дети верящих. И поэтому ты взялся за ремесло Змея, который наговаривал на Всевышнего: "Вы не знаете, почему Он вам запретил от этого дерева кушать? Он сам покушал и сотворил мир. Теперь отшивает конкурентов." Поэтомурука его покрывается проказой, потому что проказа - это наказание прежде всего за злоязычие. И поэтому же ты боишься, что они тебе и на два знака не поверят? Вот тебе третий знак. Но третий знак уже содержит совсем серьезный намек на то, что ты, Моше, из-за того, что не полагаешься на стержень этого народа, который остается незатронутым даже в самом низком его состоянии, из-за этого ты в той сцене не увидишь в них "эда", а увидишь только каhал. И за это ты будешь наказан. Этот эпизод тут совершенно не выступает на сцене. Здесь намек на него: берегись, Моше, самое страшное, что может быть для руководителя этого народа, - потерять веру в него.

Нам с вами обвинять Моше в том, что он порой опускает руки и теряет веру в этот народ, было бы очень странно. Трудно назвать еще одного человека на его месте, который больше бы верил в светлые возможности этого народа. Но, тем не менее, Всевышний дает урок на все последующие поколения. Ни одному человеку, на каком бы высоком уровне он ни находился, не дано право оскорбить, или разувериться в народе, который является потомком Авраама, Ицхака и Яакова. Этот народ в самом своем растрепанном состоянии не теряет корня связи со Всевышним. И даже, если они делают Золотого Тельца, это не дает повода говорить, что они упали так, что возвратанет. Потому что Всевышний, при рождении народа Израиля, говорит: "Будете вести себя плохо - Я буду вас бить. Очень плохо - Я вас прогоню с этой Земли. Но никогда не погнушаюсь вами настолько, чтобы дать вам погибнуть".

Что касается конкретных сцен, то нужно, конечно, каждую из них разбирать. Этот народ то и дело вызывает гнев Всевышнего, и не раз Всевышний говорит, что народ этот жестоковыйный, народ с негнущимся затылком, у которого не хватает разумения оглянуться на свою историю и извлечь нужный урок. Отвлекитесь на минутку, выйдите за пределы периода, описанного в Торе или в ТаНаХе, и посмотрите на современную историю. Когда мы, наконец, вернулись чудом на свою Землю, и находятся сегодня руководители, которые говорят: "Мы получили эту Землю - теперь мы можем не соблюдать Тору. У нас уже все в порядке".

Это, действительно, народ жестоковыйный. Но не дай Бог кому-нибудь, в каком-то поколении, сказать, что надежда кончилась. Потому что это - самое страшное. Если этот народ не верит, то он в падшем состоянии, в низком. Но если руководитель теряет веру в этот народ и говорит, что ничто не поможет, это самое страшное преступление,которое может быть. Потому что это и есть корень настоящей веры во Всевышнего - знать, что он никогда не погнушается народом Израиля. Просто, если мы такие тупые, то нас придется учить более крутыми методами. И все. Моше за сорок лет своего управления мог слегка утомиться от этого народа и потерять веру в него. Но Всевышний говорит: "Если так, то иди на пенсию. Ты Мне не годишься в качестве руководителя этого народа. Мне нужен руководитель, который уверен в том, что Я его никогда не брошу".

Необходимо понять, что это жестокое наказание Моше является милосердием по отношению к народу. Ведь Моше наказан за то, что он находится на слишком высоком уровне по сравнению с состоянием народа. Если бы Моше ввел их в Землю и построил Храм, то этот Храм нельзя было бы разрушить. Казалось бы - вот и хорошо?! Но нет! - Тогда за плохое поведение пришлось бы разрушать этот народ. Поэтому Бог специально делает Храм не руками Моше. Он говорит: "Вы хулиганите - Я разрушу ваш Храм и прогоню вас вон. Но вы останетесь живы". Моше умер в расцвете сил, ровно в 120 лет, в день рождения. И умер он не от старости, а по приказу свыше. "Профессиональная непригодность".

А какой знак был в этом для Израиля? Сказал им: "Этим знаком будут первым делом наказаны египтяне. Т.е. знак работает на две стороны. Это превращение воды в кровь, с одной стороны, является знаком для Моше, - знаком того, что эта ошибка необратима, и ты после этого не сможешь вернуться в состояние руководителя, передавай свои дела преемнику - и уходи на покой. А для народа - вот вам знак, которым первым делом будут наказаны египтяне.

5. Последнее возражение Моше - о его косноязычии и отсутствии красноречия

Всевышний дал Моше ответ в виде этих трех знаков, Моше остается перейти к следующему возражению. Оно вот какое. И сказал Моше: "Би, адони, пожалуйста, Господин мой, я не человек разговоров, и вчера, и третьего дня, и издавна, с тех пор, как Ты разговариваешь с Твоим рабом, потому что я -человек "квад пэ у квад лашон", косноустный и косноязычный". Есть знаменитый мидраш, мы его, может быть, упоминали, что в детстве Моше, сидя на коленях у фараона, снял у него с головы корону. Этот мидраш объясняет, почему он стал косноязычным: он обжегся горящим углем.

Мидраш говорит об этом возражении так. Сказал Моше Всевышнему: "Ты - Господин Мира, и Ты хочешь, чтобы я был посланником?" "Би, адони" - это очень вежливая форма обращения к царю, к властителю. "Би" - прости меня, пожалуйста. Но мидраш это обыгрывает. Он говорит: "Через меня, Господи? Ты - Владыка Мира, и Ты хочешь меня послать, чтобы я это исполнял? Ведь я не речистый человек. Что я могу сказать?" Сказали мудрецы: за семь дней до этого Всевышний уговаривал Моше, чтобы он пошел по этому поручению, и тот не соглашался идти. Откуда известно, что семь дней? Мидраш иногда использует довольно удивительную арифметику. Он говорит: "ло иш дварим анохи" - это раз, со вчера - это два, также - три, с третьего дня - четыре, также - пять, с давних пор - шесть, как Ты разговариваешь - семь. Есть другие мидраши, которые, на мой взгляд, чуть более естественно считают. "Ми-этмоль" - это раз, "гам" добавляют - удваивают, "шильшом" - удваивают". Получается, как ни крути, семь дней. Так говорит традиция.

Сказал рабби Пинхас hа-коhен: "Сказал Моше: я лично не человек слов, и я не вижу здесь слов, потому что человек, к которому я должен пойти, - это раб. И он не может принять нравоучения. Как сказано в Притчах (Мишлей, 29:19): словами не образумится раб". Посмотрите эту двойную подкладку мидраша. На поверхности Моше скромен и говорит: "Куда я гожусь? Я и говорить-то толком не умею". А теперь он говорит: "Куда Ты меня посылаешь?" Кому тут говорить? Это же раб, его бить надо, а не говорить ему! Раб слов не понимает, ему нужно действие.

Это странный мидраш, который говорит, что, оказывается, Бог пытался уговорить Моше пойти исполнять это поручение еще за семь дней до того, как происходит сцена у горящего куста. Мне помнится, я, может быть, ошибаюсь, что другой мидраш говорит, что весь этот разговор у куста длится семь дней. И это было бы логичнее,потому что по всему, по простому смыслу, этот разговор у горящего куста - это первое пророчество Моше.

То, что Бог разговаривал с Моше за семь дней до того, не содержится в тексте Торы, и никак не следует это считать сколько-нибудь реальностью из этого мира. (Это, как дочка Баколь, про которую удивляются, почему Авраам не женил на ней своего сына Ицхака). В этом варианте Моше говорит: "Если Ты меня посылаешь разговариватьс ним, я не пойду, потому что там не с кем разговаривать. Ну а если я иду его наказывать, иду тиранить, я иду сразу". Т.е. если Ты меня к нему посылаешь применять к нему силу, я принимаю это поручение. Всевышний на это возражение Моше отвечает: "Кто дал уста человеку? И Кто делает человека немым, или глухим, или зрячим,или слепым? Ведь это Я, Всевышний. Теперь иди, и Я буду с твоими устами, и наставлю тебя, укажу тебе, что ты будешь говорить". Опять-таки, косноязычие перестает быть возражением, после того как сказано, что Я тебе помогу, этот дефект не будет заметен.

Наконец, последнее возражение Моше. Тринадцатый стих. Сказал: "Пожалуйста, Господи, пошли через того, кого пошлешь. И тогда разгорелся гнев Всевышнего на Моше.Только сейчас он спрашивал: "А как Тебя звать? А они мне не поверят... " - и Бог не сердился, а теперь, когда он говорит: "Пошли через того, кого пошлешь", - вот тут Всевышний на него рассердился. Весь вопрос - понять, что это значит. Я попросту, когда прочитал эти слова, представил себе обычную, по крайней мере для российской обстановки, сценку. Подходишь к какой-нибудь очереди, объясняешь, что у тебя такая срочная нужда, а тебя с участием выслушивают и говорят: "Попросите кого-нибудь другого". Ваша просьба совершенно на месте. Но почему я?

6. Анализ обращенных ко Всевышнему слов Моше: "Пошли того, кого пошлешь"

Давайте дочитаем текст, а потом посмотрим, что нам говорит мидраш об этом. И разгорелся гнев Всевышнего на Моше, и Он сказал: "Ведь Аарон, брат твой, левит. Я знаю, что он будет говорить. И также он выходит тебе навстречу и увидит тебя, и будет радоваться в сердце своем". Что это за ответ? Какая здесь связь?

Итак, мидраш. Сказал рабби Хия, великий. Сказал перед Ним Моше: "Владыка Мира, через меня Ты хочешь спасти сынов Авраама, который сделал тебя господином над всеми Твоими творениями? Пошли через того, кого пошлешь". Это скромность. Поручи это тому, кого Ты пошлешь. Кого он имеет в виду, мы пока еще не понимаем. Приведя общее направление возражениям Моше (что я не подхожу для этой высокой и важной роли), теперь он говорит так. "Сказал перед ним: кто человеку дороже - племянник или сын сына, внук? Скажи - внук. Когда Ты вознамерился спасти Лота, который был племянником Авраама, то Ты послал ангелов спасти его, а потомков Авраама, которых шестьсот тысяч, через меня Ты хочешь спасать? Что же Ты так мало их ценишь: племянников спасаешь через ангелов, а прямых потомков - всего лишь через меня?" Здесь мы видим, что "кого пошлешь" - имеется в виду - ангелов. Серьезный ответ. Пошли через ангелов, через которых Ты обычно посылаешь.

Давар ахэр, другое объяснение. Та же самая идея, что надо послать ангелов, только с другой аргументацией. К египтянке Агарь Ты послал пятерых ангелов. А шестистам тысячам потомков Сарры Ты хочешь послать меня, чтобы Я их спасал? Мудрецы говорят: ты полагаешь, что Моше отказывался идти? Это не так. Но он оказывал уважение Аарону, а именно - Моше говорил: "Когда я еще не появился на свет, Аарон, брат мой, пророчествовал для них в Египте". Интересная техническая деталь. А откуда мы знаем, что Аарон пророчествовал в Египте? Про это нигде не написано. Потому что сказано (Шмуэль-алеф, ,2 27-28). "И пришелБожий человек к Эли' (Эли был последним из шофтим перед Шмуэлем, он был коhеном) и сказал ему. Так сказал Всевышний: "Открылся ли Я дому отца твоего, когда они пребывали в Египте, в доме фараона, и избрал его из всех колен Израиля себе в священнослужители". "Открылся в Египте" - кто был предком коhенов? Аарон.Отсюда выводит мидраш, что Аарон пророчествовал в Египте.

Сказал Моше: "Теперь я вторгнусь в область брата моего и буду доставлять ему неприятности?" И из-за этого он отказывался идти, проявляя уважение к брату. И тут же разгорелся гнев Всевышнего на Моше, и Он сказал: "Ты недооцениваешь своего брата. Ты думаешь, что каждому старшему брату будет неприятно, что младшего поставили главным. А вот он выйдет тебе навстречу, и в сердце его ничего, кроме радости, не будет. Я планировал, что он будет левитом, а ты будешь коhеном. А за то, что ты его недооценил, он будет коhеном, а ты будешь левитом". Намек - в том, что Он говорит: "Твой брат - левит".

Есть один поразительный мидраш, не в этом сборнике "Мидраш-раба", а в Пиркей раба Элиэзер. Это замечательный мидраш, где объясняется "пошли того , кого пошлешь" совсем по-другому. Шаббат перед Песахом называется Шаббат-hа-гадоль. Как правило, те субботы года, которые имеют собственные имена, получают эти имена из того отрывка из Пророков, которые мы читаем в этот шаббат после чтения Торы, то, что называется "Афтара". Например, шаббат Шува перед Йом-Кипуром называется так потому, что мы читаем "Вернись, Израиль". Точно так же Шаббат-hа-гадоль - это не единственное объяснение, но очень важное, что это слово "ha-гадоль" взято из того отрывка,который мы будем читать в этот шаббат перед Песахом. Называется "гадоль", потому что мы читаем конец книги "Малахи", где говорится: "Вот Я посылаю к вам пророка Элиягу. Прежде чем придет день Всевышнего "hа-гадоль вэ hа-нора", Великий и Вселяющий трепет. И обращу сердце отцов к сыновьям и сердце сынов к отцам".

Это самый конец всех книг Пророков, и это название "ha-гадоль" из этого определения этого дня, когда, наконец, Всевышний откроется всем людям. Но здесь же содержится слово "Я посылаю". И отсюда мудрецы говорят: не сказано - "Я пошлю", а говорится - "я посылаю". Каждый день Всевышний держит наготове Элиягу, который, согласно традиции, придет и сообщит нам о приходе Машиаха. И Моше говорит ему: "Зачем все эти игры? У Тебя в запасе есть такой человек. Пошли того, о ком Ты говоришь: Я посылаю". Это совершенно портрясающий мидраш. Ты же и так его пошлешь, зачем все эти промежуточные стадии, зачем я Тебе нужен?

Это совершенно новая, особая тема, Моше и Элиягу. Но поскольку всего не вместишь в одно занятие, коротко говоря, это действительно трудно понять. Зачем все промежуточные игры? Зачем ты мне говоришь: сначала всполи грядки, посади горох, познай самое себя, а потом получишь шоколадку? Она же лежит на полке, дай ее! (Зачем нужен механизм, который так медленно дает тикать часам? Великое изобретение, между прочим, довольно позднее: анкерный механизм, который не дает гире часов упасть сразу, а каждый раз только чуть-чуть ее отпускает). Пока мы живем в рамках времени, невозможно сразу взять и привести Машиаха. И поэтому нужен руководитель, которыйвыведет из Египта, и будет хождение по пустыне, и будет много всего.


Продолжение