МАХАНАИМ - еврейский культурно-религиозный центр
К оглавлению лекций З.Дашевского по Книге Иеhошуа

Лекция 8. Иеhошуа, глава 5

О целом судим по большей его части. 11 колен не делали обрезание, считается, что народ в целом не обрезан
Кто имеет право делать обрезание
Многократное повторение важности обрезания в гл.5
Состояние необрезанности - это "египетский позор" (первое объяснение)
Мидраш (приводит Раши) "зло перед вами" - евреев ждет кровь
Выход из египетского позора - выход из порочной идеологии идолопоклонства
Брит-мила - печать, показывающая, что евреи являются рабами Всевышнего.. Египетский позор - позор идолопоклонства и рабства у фараона (Гемара)
Евреи, обрезанные до выхода из Египта, не вошли в Землю, т.к. не выполнили свою функцию и были наказаны
Две причины, по которым евреи не были обрезаны в пустыне
Странное, нооправданное поведение евреев.
Подготовка к войне с ханаанейскими народами. Принесение "карбан Песах"
"Карбан Песах" - вторая заповедь, которая обуславливает овладение Землей Израиля (первая - обрезание)
Почему не приносили "карбан Песах" в пустыне?
После построения Первого Храма евреям запрещено навсегда приносить какие-либо жертвы вне Храма
"Карбан Песах" и брит-мила - это две единственные заповеди "делай", за нарушение которых полагается "карет"
Обязанность делать обрезание не зависит от места проживания еврея
Заповеди принесения "карбан Песах" и обрезания - связаны одна с другой
Пасхальный Седер - передача нашей веры от отцов к сыновьям, невозможен без обрезания
Ман перестал падать, когда стали есть плоды Земли. Обсуждение, что является причиной, а что - следствием
"Авур hа-Арец" - урожай нового года. Урожай поспел раньше времени, специально для евреев, пришедших в Землю
"Карбан Омэр" приносится после завоевания Земли
Что значит "махарат hа-Песах"
Стих 5:13: комментарий Кли Якара
Мидраш на стих 5:13. При любой занятости войной - обязанность заниматься Торой
Появление Ангела - пророческое видение или появление (Ангела) в виде человека

1. О целом судим по большей его части. 11 колен не делали обрезание, считается, что народ в целом не обрезан

Разбирались уже все тонкости объяснений, были ли евреи совсем необрезанными, когда их должен был обрезать Иеhошуа, или им надо было сделать только вторую стадию обрезания. Был поставлен вопрос о том, почему так часто повторяется в этих пасуках главы 5 фразы про обрезание, означающие вроде бы одно и то же? Попробуем рассмотреть эти пасуки. В 4-м сказано: "ве-зе hа-давар ашер-маль Иехошуа", что по-простому (не принимая во внимание комментарий Раши, что это надо понимать, как "Иеhошуа говорил") означает: "вот почему Иеhошуа должен был всех обрезать". Все мужчины военнообязанного возраста умерли в пустыне, все, кто вышел из Египта, были обрезаны Моше, а все те, которые родились в пустыне - не обрезались. Правда, Левиты делали обрезания в пустыне, но поскольку есть такое правило Торы, что мы о целом судим по большей его части, то поскольку 11 колен обрезания не делали, то следует считать, что весь народ в целом был не обрезан.

2. Кто имеет право делать обрезание

О.В. Кто имеет право делать обрезание? Галаха очень простая, что всякий еврей имеет право делать обрезание при условии, что он сам обрезан. Первый (Авраам) всегда должен быть исключением из правил.

3. Многократное повторение важности обрезания в гл.5

В 5-ом стихе просто сообщается ситуация, и здесь еще нет избыточности. 6-ой стих говорит: "40 лет они шли по пустыне, пока не вымер весь народ военнообязанного возраста, вышедший из Египта, который не слушал Голоса Всевышнего, и т.д." Не стоит думать, что этот стих сообщает "избыточную" информацию (об этих событиях мы хорошо знаем из Торы), потому что здесь вспоминается очень важный исторический урок о том, что слушаться Голоса Всевышнего - это вещь совершенно необходимая. И дальше сказано, что Он поклялся, что они не увидят этой Земли, о которой клялся Господь их отцам, что даст им Землю, текущую молоком и медом. 7-ой стих: "И их сыновей поставил вместо них и их-то и обрезал Иеhошуа". И дальше идет снова повторение: "... потому что они были не обрезаны, , так как не обрезали их в пустыне". Трудно сказать, с чем связаны эти "повторы", возможно с тем, что эта заповедь брит-мила - основа всех заповедей Торы, но возможно, что имеются и другие объяснения избыточности этого оборота. Есть такое объяснение, что Иеhошуа пришлось обрезать всех самому, потому что никто не мог это сделать, поскольку сам был не образан (Иеhошуа, конечно, был обрезан при выходе из Египта).

О.В. Что касается Калева, например, то он уже был достаточно пожилым, и старикам не рекомендуется делать кому-то обрезание. Правда, потом про Калева как раз говорится, что "меч его не ослабел".

4. Состояние необрезанности - это "египетский позор" (первое объяснение)

Когда была закончена эта процедура обрезания, и они сидели до выздоровления, Всевышний сказал Иеhошуа: "hа-йом галоти эт-херпат мицраим меалейхем" - "ныне Я убрал с вас этот египетский позор". Что это за "египетский позор"? По этому поводу Раши приводит очень интересный мидраш. По-простому можно было бы понять, что этот египетский позор ("хэрпа") означает просто состояние необрезанности. Когда сыновья Яакова вели переговоры с правителем Шхема, они говорили: "Мы не можем отдать нашу сестру замуж за необрезанного, потому что это - "хэрпа". Есть много мидрашей и комментариев, которые в основном сходятся в двух направлениях. Одно направление, которое считает, что этот "позор" состоит в том, что предсказывали с самого начала египетские астрологи.

5. Мидраш (приводит Раши) "зло перед вами" - евреев ждет кровь

Мидраш (приведенный Раши) цитирует стих из Шемот, когда в ответ на требование отпустить евреев фараон после очередной казни говорит: "Ну, вот, я отпущу вас, но: "рее негед панейхем" - "зло перед вами". Мидраш говорит, что астрологи, которых спросил фараон о том, что ждет этот народ, сказали, что их ждет кровь. Дополнение к этой линии мидраша дает рав Бат, который говорит, что некий мудрец сказал фараону, что есть два божества: один делает добро, а другой делает зло. Фараон решил, что, пожалуй, Бог евреев - это тот, который делает зло, то есть пока он делает зло египтянам (казни и пр.), а потом - он и самим евреям сделает зло. Именно поэтому их гороскоп и показывает в конце кровь.

6. Выход из египетского позора - выход из порочной идеологии идолопоклонства

Все то время, пока евреи шли по пустыне, это предсказание висело над ними. После того, как эта кровь обернулась кровью брит-милы, - этот "позор" был снят. Некоторые комментаторы ставят такую трудность: как это может быть, что в те времена, когда не было связи, египтяне тут же узнали, что Всевышний сказал: "Я снял с вас сейчас этот позор". На это отвечают, что среди евреев находился "эрэв рав" - те египтяне, которые к ним примкнули, и они все время поддерживали эту молву, что мы идем погибнуть. Итак, одна линия объясняет, что выход их египетского "позора" - это выход из порочной идеологии, из идолопоклонского взгляда на мир.

7. Брит-мила - печать, показывающая, что евреи являются рабами Всевышнего.. Египетский позор - позор идолопоклонства и рабства у фараона (Гемара)

Другое направление состоит в том, что если у хозяина есть раб, то он ставит на этого раба печать и такой печатью, что евреи являются рабами Всевышнего, является брит-мила. Пока этой печати нет, то он как бы "праздношатающийся" и не вполне вышел из рабства фараона. Напрашивается такая спекуляция. В Гемаре имеется такое требовние к рассказу в Песах о выходе из Египта, что надо начинать с позорного и кончать прославленным. Гемара обсуждает вопрос о том, что же это за позорное, с которого следует нам начинать? Приводится спор двух мудрецов, в котором Равв говорит, что позор состоит в том, что наши предки были идолопоклонниками, а Шмуэль говорит, что позор состоит в том, что мы были рабами у фараона в Египте. Поэтому, когда здесь Всевышний говорит, что Он снял с нас египетский позор, то в мидрашах мы видим точно эту же расшифровку: одно - что этот позор есть идолопоклонство, и другое - что это есть рабство у фараона.

8. Евреи, обрезанные до выхода из Египта, не вошли в Землю, т.к. не выполнили свою функцию и были наказаны

О.В. Естественно, что когда Моше обрезал то поколение, которое выходило из Египта, то с них этот позор был тогда снят, но когда нарождающемуся поколению не делали обрезание, то они как бы впадали в то самое состояние, в котором евреи были до выхода из Египта. Действительно, получается так, что те евреи, которые были обрезаны до выхода из Египта, и как бы являлись уже рабами Всевышнего, как раз именно они и не вошли в Землю. По этому поводу можно сказать, что они, конечно, были рабами Всевышнего, но при этом они не выполняли свою функцию, и поэтому-то и были наказаны. Раб принадлежит хозяину вместе со своим потомством. Первое поколение - это выдающееся поколение, поколение знания, но это вещь не одномерная. Обсуждается здесь одно, но есть и другие параметры. У этого поколения есть печать, и безусловно, они являются рабами Всевышнего, но если раб не справился со своей функцией, то его наказывают. То есть, вроде того, что с поступившим на работу составлен трудовой договор, но этого вовсе недостаточно - нужно еще и работать. Не надо думать, что с того момента, когда поставлена печать, человек уже тем самым начинает сразу исправно служить Богу.

9. Две причины, по которым евреи не были обрезаны в пустыне

Как уже обсуждалось, мидраш приводит 2 причины того, почему евреи не были обрезаны в пустыне. Одна причина заключалась в том, что они никогда не знали, сколько времени они простоят на одном месте, потому что в любой момент облачный столб мог подняться, и это служило сигналом к движению, но сразу после обрезания нельзя двигаться в путь, так как это опасно для здоровья. Другая причина состояла в том, что все 40 лет хождения евреев по пустыне не дул целебный северный ветер, чтобы не разгонять облачный столб.

10. Странное, но оправданное поведение евреев.

О.В. Современный рав Ицхак Леви задает трудность, похожую на заданный вопрос: если в Храме дым поднимался вертикально, не реагируя на ветер, то почему в пустыне должна была быть такая зависимость от ветра, тем более, что "чудодейственные облака" вряд ли разгонялись ветром? По-видимому, можно дать такое объяснение, что чудеса делаются для того, чтобы спасти человека или народ в какой-то ситуации, когда без чуда это невозможно, или продемонстрировать что-то для того, чтобы люди узнали или вспомнили о Божественном Присутствии. По всей вероятности, Всевышний не делает чудес для того, чтобы создать условия для выполнения заповедей, а если нет условий, то заповедь может не выполняться. Левиты шли на риск, и у них все получалось хорошо. Другие же видели опасность и не делали обрезания, и Моше их ни разу за это не упрекнул. Облака Славы обеспечивают нормальную жизнь, но они не обеспечивают такого чуда, чтобы без риска можно было делать обрезание. Рамбам обсуждает, что есть три суровых запрета, которые нельзя нарушить даже при условиях риска для жизни, остальные заповеди этого не требуют. Если все же человек решил не нарушать эти заповеди, даже несмотря на риск, то по мнению Рамбама, это приравнивается к самоубийству. Однако, в пустыне, когда Левиты видели, что целое поколение останется без выполнения важнейшей заповеди, их поведение является оправданным. Таким образом, когда человек имеет право отказаться от риска, он может это сделать.

Итак, евреи не делали обрезания в пустыне, поскольку была опасность для жизни. Теперь они перешли Йарден, и находятся вроде бы в более опасной ситуации, чем в пустыне, так как они находятся в сплошном "вражеском окружении". Они бы тоже могли сказать, что стоит отложить обрезание, однако они все поголовно его сделали. Когда речь идет об общей заповеди Торы, то если есть опасность, ее можно не выполнить. Теперь же, они получили через пророка прямое распоряжение Всевышнего, и в этом случае эту заповедь необходимо выполнять (скажут, что надо прыгать в огонь, например, - и прийдется прыгать). В такую заповедь, переданную сейчас через пророка, уже нельзя вносить никакие поправки, и это не подлежит никакому сомнению.

11. Подготовка к войне с ханаанейскими народами. Принесение "карбан Песах"

Мы видим, что евреи очень своеобразно начинают готовиться к войне с семью ханаанскими народами. Они понимают, что в качестве первого шага подготовки к этой серьезной войне надо исполнять Волю Всевышнего. Возможно, что то поколение, которое умерло в пустыне, было наказано именно из-за того, что они не слушали Голоса Всевышнего. Со следующего (10-го) стиха начинается рассказ о следующем шаге - "они расположились в Гильгале и сделали Песах четырнадцатого числа, месяца Нисана в степях Иерихо".

О.В. Название Гильгаль связано с тем, что они обрезали крайнюю плоть орла и засыпали землей.

12. "Карбан Песах" - вторая заповедь, которая обуславливает овладение Землей Израиля (первая - обрезание)

Что значит, что они сделали Пэсах? Это значит, что они принесли карбан Пэсах. Мы знаем, что заповедь обрезания связывается в книге Берешит с получением Земли Израиля во владение. Аврааму было обещано, что Всевышний будет помнить о Своем обещании отдать Эту Землю его потомству при условии, что они будут соблюдать заветы со Всевышним. Карбан Песах - это вторая заповедь, которая обусловливает овладевание Землей и получение Земли Израиля. Это видно по крайней мере из 2-ух стихов Шемот (12:24): "ве-шмартем эт-hа-давар hа-зе ле-хок леха у-ле-ванеха ад олам" - "сохраните это служение..." и дальше (12:25): "И будет, когда войдете в Землю, которую Всевышний даст вам, как Он говорил, то храните это Служение". Дальше идет один из вопросов: "когда скажет вам ваша семья: "что это за служба у вас?", то скажите: "это жертва Пэсаха Господу..." В главе 13 (13:5) сказано: "ве-хайа ки-йавиаха hа-Шем эль-эрец hа-кнаани ве-hахити..."... "И будет, когда введет тебя Господь в землю ханаанских народов (они перечисляются), о которой Он клялся твоим отцам дать тебе, - землю, текущую молоком и медом, то: "ве-авадта эт-hа-авода hа-зот ба-ходеш hа-зе" - "ты сослужи эту службу в этот месяц". То есть, снова речь идет о службе Пасхального Седэра. Мы видим, что вход в Землю немедленно вызывает обязанность службы Пасхального Седэра.

13. Почему не приносили "карбан Песах" в пустыне?

О.В. Что было с приношением пасхальной жертвы в пустыне? Мы знаем, что через год после выхода из Египта была принесена пасхальная жертва, а остальное время в пустыне она не приносилась. Почему она не приносилась? - Потому что они были необрезанные и не имели права приносить пасхальную жертву. Причем, даже, если сам человек обрезан, но?он не обрезал своего сына, то он тоже не имеет права приносить пасхальную жертву. Возможно, что в Египте именно потому не делали обрезания, что большинство народа не имело на это права.

14. После построения Первого Храма евреям запрещено навсегда приносить какие-либо жертвы вне Храма

О.В. Можно ли было есть карбан Песах в какие-то периоды евреям (в Галуте, в отсутствии Храма)? Надо иметь в виду, что бывали периоды, когда разрешалось приносить те или иные виды карбанот не в Храме. Однако, после того, как был построен Первый Храм, евреям запрещено навсегда приносить какие-либо жертвоприношения вне Храма. После разрушения Храма невозможны никакие жертвоприношения. На вопрос о том, как еврей посмел не прннести карбан Песах, следует ответ: "Не было условий".

О.В. На вопрос о том, что же ели евреи в пустыне в праздник Песах, можно ответить, что это, возможно, был ман со вкусом мацы. Пасхальный Седэр в пустыне, безусловно, проводился, так как обязанность в праздник Песах рассказывать про выход из Египта не завязана на принесение пасхальной жертвы.

15. "Карбан Песах" и брит-мила - это две единственные заповеди "делай", за нарушение которых полагается "карет"

Надо сказать, что карбан Песах и брит-мила - это две единственные заповеди "делай", за несоблюдение которых полагается "карет". Есть множество запрещающих заповедей, за нарушение которых следует такое же наказание, но из заповедей "делай" таких - только эти две.

16. Обязанность делать обрезание не зависит от места проживания еврея

О.В. Еврей обязан делать обрезание, где бы он ни жил (даже на Калыме) с того момента, как евреи один раз вошли в Землю Израиля. Конечно, речь не идет о той ситуации, когда этот человек (еврей) находится в статусе "украденного ребенка". В таком случае он и не наказывается. Если же еврей хотя бы раз понял, что заповеди надо воспринимать всерьез, то тем самым он принял на себя эту обязанность, и заслуживает такого же наказания за несоблюдение заповедей. Если его воспитали таким образом, что он должен понимать все это, как сказки, то он считается "ошибающимся".

17. Заповеди принесения "карбан Песах" и обрезания - связаны одна с другой

Наши мудрецы говорят, что (по мидрашу) наши Отцы были выведены из Египта за заслугу выполнения этих заповедей: они делали обрезание, и затем приносили карбан Песах, и в последующих поколениях эти заповеди играют тоже значительную роль. Помимо того, что обе эти заповеди относятся к очень важным положительным заповедям, нужно подчеркнуть, что они - не независимы. Одна из них находится в зависимости от другой. Без брит-мила невозможно принести карбан-Пэсах. Идеологически брит-мила символизирует знак Завета между Всевышним и потомством Авраама, знак того, что потомство Авраама хранит этот Завет с Творцом. Карбан-Песах тоже очень важен, и мы его едим не просто потому, что так нам "велено". Мы едим его в Пэсах, во время пасхального Седэра. В Гильгале, после того как там был поставлен мишкан - переносной Храм, были принесены на жертвенники все эти многочисленные животные, которых должно было хватить на несколько миллионов евреев (даже если этих барашков было порядка ста тысяч - то и то это не мало). В Гильгале, после того, как они несколько дней сидели, приходя в себя после обрезания и опасаясь нападения окрестных ханаанских народов, они еще и устроили этот пир совсем рядом с Иерихо. Надо было: принести животных, их разделать, зажарить и невозможно было сделать это незаметно (не говоря уже о запахе). И тем не менее всю ночь они сидели и рассказывали сыновьям о выходе из Египта, и тем самым они передавали сыновьям веру в Бога.

18. Пасхальный Седер - передача нашей веры от отцов к сыновьям, невозможен без обрезания

В хидуше Равва Элона, в связи с разделом Берешит говорилось о том разделе книги Йешайа, где он добавляет к "космологии" одну существенную деталь. Он говорит, что Небо и Земля не Сотворены один раз и окончательно, а что они Сотворяются каждое мгновение, и что мы являемся соучастниками этого Сотворения. Основа всей нашей веры в Бога держится на той традиции, которую отцы передают сыновьям. Имеется принцип, что отцы не оставляют в наследство следующим поколениям ложь. Как бы ни складывались условия и обстоятельства, правда все равно просочится наружу. Поэтому, процедура Пасхального Седэра, вершиной которого является поедание пасхального ягненка, - это есть передача нашей Веры, и это невозможно сделать без обрезания, потому что вера лишена основания, если передающий ее не несет на себе "знак Завета" с Творцом и потомством Авраама. Передавать можно только то, что в тебе. Если ты на 8-ой день обрезал своего сына, то тогда и ты и он - носители знака Завета, и дальше возможен следующий шаг, и они впаре образуют ту основу, на которой возможно овладение Землей Израиля.

О.В. Приносилась ли Пасхальная жертва всегда от прихода в Землю и до построения Первого Храма? Шломо построил Храм через 480 лет после выхода евреев из Египта. Мы точно знаем только то, что за 40 лет пустыни пасхальную жертву приносили только на следующий год после выхода из Египта.

В 11-ом стихе говорится: "ва-йохлу ме-авур hа-арец мимахарат hа-песах" - "стали есть плоды Земли после Пэсах."

19. Ман перестал падать, когда стали есть плоды Земли. Обсуждение, что является причиной, а что - следствием

О.В. Когда прекратился ман? Как сказано в стихе 12, он перестал падать после того, как они начали есть плоды земли. Вопрос в том, где здесь причина и где - следствие, то есть является ли прекращение мана следствием того, что они стали есть плоды Земли или наоборот? Этот вопрос представляет собой очень большую трудность, и по этому поводу имеется огромное количество комментариев. Мидраши объясняют, что первичным было прекращение мана, и им поневоле пришлось есть зерно. Выпадение мана, как известно, связано с Моше, и вполне логично, что оно должно было бы прекратиться с его смертью. Есть мидраши, которые говорят, что ман перестал выпадать как раз 7-го Адара, в день смерти Моше, после этого евреи питались маном, который они собрали раньше и его хватило. Есть объяснения, что этот ман был необычайно вкусен, поскольку он выпал в день смерти Моше, так как обычно со смертью цадика открывается какая-то глубокая, скрытая раньше сторона.

20. "Авур hа-Арец" - урожай нового года. Урожай поспел раньше времени, специально для евреев, пришедших в Землю

Требует объяснение слово "авур". Что оно означает? Наиболее общепринятое мнение мудрецов, что "авур hа-арец" означает "новый урожай", то есть - урожай нового года, который так называется по той причине, что когда евреи пришли в Землю, он был еще очень далек от созревания, но быстро поспел для них, и это слово происходит от слова "меуверет" - "беременная", что означает, что это было время беременности, но не время родов. Эрэц Исраэль поэтому называют таким поэтическим эпитетом: "эрец Цви" - "земля быстроногого оленя". Здесь "быстроногость" - в смысле скорости поспевания плодов. По другому мнению, слово "авур" означает, что наоборот, это был старый урожай от слова "авар" , означающем прошедшее время, в отличие от "тевуа", который от слова "лаво" и означает - новый урожай. В зависимости от понимания слова "авур" , по-разному понимается слово махарат в 12-ом стихе. -"и пресекся ман назавтра".

21. "Карбан Омэр" приносится после завоевания Земли

О.В. Как быть с запретом есть зерно нового урожая до принесения "карбан омэр" 16 Нисана? Надо сказать, что при вхождении евреев в Эрэц Исраэль ряд заповедей становились обязательными сразу при вхождении в Землю (например, заповедь отделять халу), а для выполнения других требовалось еще завоевание Земли и раздел ее между коленами. Судя по тому, что они ели зерно урожая нового года (а это мнение большинства), и ели они мацу и поджаренные зерна, которые как раз делаются только из нового урожая, эту заповедь (есть зерно нового урожая только после принесения карбан омэр) следовало выполнять только после полного завоевания Земли.

22. Что значит "махарат hа-Песах"

Как же понимать "махарат hа-песах" ? Обычное обозначение Пэсах в Торе - это 14-ое Нисана. Если они 15-го Нисана ели зерно, то это поддерживает ту точку зрения, что это могло быть зерно урожая прошлого года, купленное, например, у окрестных народов. Если же, как понимается по большинству мнений, "махарат hа-песах" - имеется в виду следующий день после первого дня Песаха, то тогда - все "сходится" и поддерживает ту точку зрения, что здесь сказано: "бе-эцем hа-йом hа-зе". В Торе есть несколько мест, где фигурирует этот оборот. Этот же оборот имеется и в том месте, где Тора дает запрет есть зерно нового урожая: "ад бе-эцем hа-йом hа-зе" - то есть до сути этого дня 16-го Нисана.

23. Стих 5:13: комментарий Кли Якара

Следующая "сцена" (5:13) про то, что близ Иерихо (в степи иерихонской) "Иеhошуа поднял глаза и увидел, что человек стоит против него и в руке у него обнаженный меч, и Иеhошуа подошел к нему и сказал: "ты за нас или за наших недругов?" и он ответил: "ло ки ани сар цва hа-Шем" - "нет, я вождь воинства Господа".

О.В. Насколько необычно это явление ангела? Надо напомнить, что наши великие предки общались с ангелами нередко. Даже Агарь - служанка Авраама, тоже общалась с ангелом. То что пророк видит ангела само по себе не удивительно.

Этот диалог несколько странен. Иеhошуа говорит: "ты за нас или не за нас?", а тот отвечает на это: "Нет". Что значит это "нет"? Есть замечательный комментарий, который цитирует Кли-Якар (рав Шмуль Линеада). Если бы ангел хотел так "представиться", то во-первых, ангелам не свойственно похваляться и он должен был бы в этой фразе слово "ани " поставить в конец. Что происходит? Иеhошуа готовится к осаде города, и он пока еще плохо представляет, как это надо делать. Ему было сказано завоевывать Землю, и он начинает с этого города и строит планы осады, как и полагается военачальнику. И вдруг перед ним возникает этот "муж" с обнаженным мечем и говорит, что он - военачальник воинства Всевышнего. Он как бы говорит: "ты думаешь, что ты военачальник, и тебе надо выработать план захвата этого города? Оставь эти дурацкие и совершенно безнадежные мысли. Этот город задуман быть абсолютно неприступным. И командовать здесь буду я." Кли-Якар приходит к выводу о том, что обстановка была такова: Иеhошуа находился ближе всего к Иерихо, в стороне от всего народа, и пытался построить план осады, а этот муж возник между Иеhошуа и народом, лицом к Иеhошуа. Тогда Иеhошуа спрашивает: "за кого ты?" Потому что, если ты "с нами", то зачем у тебя меч, а если ты "за них", то почему ты стоишь к ним лицом?

24. Мидраш на стих 5:13. При любой занятости войной - обязанность заниматься Торой

Мидраш объясняет эту сцену и обнаженный меч так. Этот человек как бы говорит: "Вчера - вы не принесли послеполуденный "тамид", то есть не принесли обязательный карбан. А после этого ночью вы не занимались Торой! Откуда же может быть в такой ситуации победа? Неужели вы думаете, что может быть толк от ваших планов и кружения вокруг города? Вот я и пришел со своим мечем, так как можно еще простить карбан, хотя то, что его не принесли, - это большая промашка, но почему же вы совсем не занимались Торой? Даже при такой занятости войной вы должны были заниматься Торой, хоть не долго и хотя бы ночью". То есть он пришел - командовать, но первая его команда - это меч, обнаженный на своих: "Как вы смеете не заниматься Торой в такой ответственный момент? Как же ты, Иеhошуа, собираешься управлять народом, если ты отменяешь шиур Торы из-за военного положения?" и это очень серьезно: что же будет, если все евреи перестанут заниматься Торой? Какая же может быть при этом победа - так мир разрушится!

25. Появление Ангела - пророческое видение или появление (Ангела) в виде человека

О.В. Явно или не явно Иеhошуа его видел - об этом спорят комментаторы. Одни считают, что это было пророческое видение, а другие считают, что как и в ситуации с Авраамом, он предстал перед Иеhошуа, как человек (так же сказано и про Авраама: "поднял глаза и увидел 3-х мужей"). Ангел, одев на себя соответствующее платье, вполне может предстать в человеческом облике. Выражение: Авраам "упал на лицо свое" вовсе не означает, что он это сделал перед Всевышним, а не перед ангелом, поскольку "падать на лицо" можно и перед ангелом и даже перед царем.


Продолжение