МАХАНАИМ - еврейский культурно-религиозный центр | Учебные курсы по иудаике |
Лекция 1. Вводная
1. Предисловие к курсу лекций "Основные идеи еврейских праздников"
2. Общая структура еврейских праздников
3. Месяцы и даты еврейского календаря.
Список контрольных вопросов1. Предисловие к курсу лекций "Основные идеи еврейских праздников"
Весь иудаизм, так или иначе, связан с идеей "Завета", т.е. идеей союза с Богом. Одно из выражений этой идеи состоит в том, что вся земная жизнь человека должна быть пронизанной святостью. При этом святость – это не отказ от земной жизни и земных радостей. Не случайно в Торе есть слова "шесть дней работай". Неразрывная связь святого и будничного - характерная черта еврейской жизни. Поддержанию этой связи подчинено все устройство еврейского календаря.
Герман Вук в своей книге "Это Бог мой" пишет:
"Течение времени на земле можно изобразить в виде концентрических кругов: круг в центре— день, следующий, более широкий круг — неделя, еще один круг — время года, затем — год, и на каждом из этих концентрических кругов иудаизм оставил свою печать".Мысль Г. Вука проста. Представим себе, что мы обязаны передать некую идею следующему поколению, а оно следующему, и так далее без конца. Потребовать просто обучать этой идее детей – недостаточно, но если выделить некие дни именно для этой цели, так чтобы сама сущность дня была выразителем нашей идеи, то у нас появляется шанс, что она не потеряется.
Собственно для этого и служат праздники и особые дни еврейского календаря. Каждый из них наполнен особым смыслом.
Именно этому смыслу каждого из праздников посвящен данный курс. Мы не будем подробно заниматься обычаями каждого из праздников, а посвятим основное внимание причинам и обоснованиюы того, почему тот или иной памятный день еврейского календаря именно таков, каков он есть.
В курсе много заданий. Собственно, он почти весь состоит из указаний для самостоятельной работы. Мы только собрали в одно место необходимые отрывки, чтобы вам было легче обдумать приводимые первоисточники. (Мы оставили также ссылки на более полные версии этих источников, если они имеются в Интернете. Эти ссылки являются дополнительными, и для минимального изучения темы они не нужны; но могут помочь вам расширить свои представления о предмете).
2. Общая структура еврейских праздников
Еврейские праздники и выделенные даты календаря бывают следующих видов:
А. Праздники из Торы ("де-Орайта").
Праздничность их характеризуется тем, в частности, что в эти дни запрещено работать.
Это:
Б. Дни, установленные мудрецами ("де. -рабанан").
- Шабат (Суббота)
- Рош Ходеш (Новомесячье)
- Шалош Регалим (Три праздника паломничества, а именно:
- - Песах - 15-22 Нисана
- - Шавуот - 6 Сивана
- - Суккот - 15-23 Тишрей
- Ямим Нораим (Дни трепета), а именно:
- - Рош hа-Шана (Начало Года) - 1-2 Тишрей
- - Йом Кипур (День Искупления) - 10 Тишрей
Они делятся на "дни благодарности" и "дни траура"; первые- в ознаменование радостных, вторые – в ознаменование трагических событий еврейской истории. " Дни благодарности" отмечаются псалмами, зажиганием свечей, трапезой; дни траура – постом и покаянными молитвами.
"Дни благодарности" это:
К ним логически примыкает
- Пурим - 14 Адара
- Ханука - 25 Кислева - 2/3 Тевета
- Йом ha-Ацмаут (День Независимости) - 5 Ияра
(Конечно, сегодня он еще не имеет такого статуса, но со временем, надеюсь, получит :-). "Дни траура" это:
- 10 Тевета
- 17 Таммуза
- 9 Ава
- Пост Гедальи - 3 Тишрей
(Есть и другие посты).
К дням траура примыкает Йом ha-Шоа (День Катастрофы) - 27 Нисана.
В. Дни, имеющие статус "Минхаг", т.е. "обычай" (а не "установление").
Это:
- Ту би-Шват - 15 Швата
- Лаг ба-Омер - 18 Ияра
- Йом Иерушалаим - 28 Ияра
- Ту бе-Ав - 15 Ава.
Есть также выделенные праздничные дни у разных направлений в иудаизме. Они устанавливаются для памяти о великих людях (обычно- в день их смерти, такая дата называется "hилула" - букв. - день прославления). Например, 3 Элула - день памяти р. А.-И. Кука (его отмечают религиозные сионисты). Есть также дни памяти основателей почти во всех хасидских течениях и т.д.
В заключение следует отметить, что в принципе, никто не запрещает вам объявить некий день календаря своим семейным праздником с праздничной трапезой и отказом от чтения в этот день покаянных молитв. Пример этому нам подал Рамбам, который постановил день своего прибытия в Страну Израиля считать в своем роду праздничным, каждый год устраивать в этот день праздничную трапезу и так далее. (Хотя он даже и не остался жить в Стране Израиля).
3. Месяцы и даты еврейского календаря.
В еврейском календаре лунные месяцы. В Торе месяцы называются просто по номерам (начиная с весеннего месяца, когда происходил Исход); современные названия месяцев - вавилонского происхождения.
Вот список месяцев:
12а.Адар-Шени ("Адар-второй", добавляется в 7 годов из 19-летнего цикла, для согласования лунных месяцев с солнечным годом).
- Нисан
- Ияр
- Сиван
- Тамуз
- Ав
- Элул
- Тишрей
- Хешван
- Кислев
- Тевет
- Шват
- Адар
Контрольный вопрос:
КВ-1. Расставьте даты еврейского календаря в порядке их следования в году (сделайте таблицу по месяцам).