МАХАНАИМ – еврейский культурно-религиозный центр | Учебные курсы по иудаике |
Лекция 4. Страдания и проклятия врагам: разбор псалмов 57, 102, 109, 140, 142
1. Псалмы 142 и 57
2. Псалом 140
3. Псалом 109
4. Псалом 102
Список контрольных вопросов
Мы продолжим разбор тем и мотивов в книге Псалмов.
1. Псалмы 142 и 57
До сих пор мы говорили о врагах внешних и о взаимоотношении народа Израиля с внешним миром. Однако в книге Псалмов мы находим множество примеров молитв, связанных с тяжелым положением героя из-за врагов, так сказать социальных, внутринациональных. Примером такого рода псалма будет псалом 142:
- Поучение Давида. Когда он был в пещере. Молитва.
- Во весь голос свой взываю к Господу, во весь голос Господа умоляю;
- Изливаю перед ним скорбь мою, о горестях моих рассказываю
- С душой обмершей во мне: "Ты знаешь стезю мою! На дороге, по которой я хожу, они поставили капкан на меня!
- Взгляни, справа от меня нет защитника! Некуда сбежать, никто не взыщет за душу мою.
- Взываю к Тебе, Господи, говоря: Ты, убежище мне, доля моя на земле живых!
- Внемли мелодии молитвы моей: ибо я очень унижен; спаси от гонителей, что сильнее меня!
- Выведи душу мою из заключения, и я восхвалю имя Твое. Благодеянием Своим Ты в моем лице коронуешь [всех] праведников!"…
Прежде чем разбирать этот псалом, обратим внимание на заголовок. В нем однозначно указано место составления псалма – пещера. Естественно, каждый читатель и слушатель, – который, конечно, достаточно хорошо помнит биографию Давида, рассказанную нам в первой книге Шмуэля, сразу сообразит, что речь идет об одном из двух случаев. 1-Шмуэль, гл.22 – рассказ про то, как Давид сразу после того, как сбежал от царя Шауля, укрылся в пещере Адуламской, куда пришли к нему братья и родственники. Там Давид, собственно, и принял решение о дальнейших планах, отправил родителей в Моав, а сам начал скрываться со своими людьми в Иудейской пустыне.
Другой рассказ о пещере там же, в 1-Шмуэль, гл.24, – о том, как Давид со своими сторонниками скрывался в пещере в окрестностях Эйн-Геди (у Мертвого моря).
Интересно заметить, что в книге Псалом еще один псалом имеет заголовок "в пещере". Это псалом 57:
- Руководителю. "Не погуби". Золотая песнь Давида. Когда он скрывался от Саула в пещере.
- Пожалей меня, Боже, помилуй меня! К Тебе прибегает душа моя; в тени крыл Твоих укроюсь, пока не пройдет беда!
- Призываю Бога Всевышнего, Бога, заботящегося обо мне!
- Да пошлет Он с небес спасение мне, на позор врагу моему! Сэла! Пошлет Бог милость и правду Свою!
- Среди львов я лежу, среди зверей, людей пожирающих, зубы которых – копья и стрелы, а язык – меч острый!
- Вознесись в славе Своей, Боже, над небесами, над всей землею!
- Сеть раскинули под ногами моими, чтобы захватить меня, яму выкопали – пусть сами в нее упадут! Сэла!
- Твердо сердце мое, Боже; твердо сердце мое, – буду петь Тебе гимны и песни!
- Проснись, сердце мое, проснитесь арфа и лира, разбужу утреннюю зарю!
- Перед всеми народами буду петь Тебе, Господи, славу; перед всеми племенами воспою Тебя!
- Велика до небес милость Твоя, до туч небесных – истина Твоя.
- Вознесись в славе Своей, Боже, над небесами, над всей землею!
Можно предположить, что один из псалмов составлен в пещере Адуламской, а другой в пещере у Эйн-Геди. В этом случае достаточно прозрачно, что в пещере Адуламской составлен псалом 142. Потому что в рассказе о пещере Адуламской говорится, что Давид там поджидал своих родственников. Тогда как в пещере Эйн-Геди "… Давид же и люди его сидели в глубине пещеры" (24:4). Так как в псалме 142 говорится (стих 5): "Взгляни, справа от меня нет защитника! Некуда сбежать, никто не взыщет за душу мою", то его можно отнести только к одинокому человеку, и тем самым исключить вариант пещеры в Эйн-Геди. Как это не странно, есть еще одно, правда не очень надежное подкрепление соображения, что речь о пещере в Эйн-Геди идет во втором Псалме, 57. Дело в том, что в связи с этой пещерой рассказано, что в нее вошел царь Шауль, и Давид мог безнаказно погубить его. Но Даивд отказался от этой мысли, отрезав только край одежды Шауля. Впрочем и об этом он почти сразу же пожалел. Так вот в заголовке псалма стоит оборот "Не погуби". А теперь совершенно современный комментарий:
"Не погуби" – значение этого заголовка, как и большинства заголовков книги Псалмов, очень многозначно. Не исключено, что подразумевается молитва Моше, открывающаяся словами: "Не погуби народа твоего" (Втор. 9:26). Может быть, имеется в виду речь Давида перед сподвижниками, в которой он призывал их не поднимать руку на царя Шауля (1-Хроник 24:4-7). Последнее мнение подкрепляется тем, что эту речь Давид, мир с ним, сказал после того, как он скрывался в пещере от царя Шауля и, несмотря ни на что, не поднял руки на царя-помазанника (Тур-Синай).Тонкость современного исследователя не уступает старым комментаторам. Он замечает, что псалом может читаться как молитва общинная и в равной степени молитва частного человека. Отсюда увязывание оборота в заголовке псалма с двумя отрывками, совершенно не связанными друг с другом, и двойная постановка света на псалом.
Вообще это пара псалмов имеет достаточно сходных оборотов.
(142:4) На дороге, по которой я хожу, они поставили капкан на меня
(57:7) Сеть раскинули под ногами моими, чтобы захватить меня(57:2) К Тебе прибегает душа моя
(142:6) Ты убежище мне(142:8) я восхвалю имя Твое
(57:10) буду петь Тебе, Господи, славуЕсть еще несколько сходных слов и оборотов, сходство которых в переводе не столь заметно.
Достаточно ясно видно, что сами оба эти псалма не имеют никаких признаков, связывающих их с конкретным местом или обстоятельствами. Только наше знание биографии Давида заставляет нас искать исторический фон именно в тех обстоятельствах, которые мы указали. С другой стороны, псалом вряд ли случайно указывает в заголовке, что он составлен в пещере. Обстоятельства, при которых читаются оба этих псалма – это обстоятельства преследуемого человека, который скрывается в ненадежном убежище.
И здесь наверное, пришло время обратить внимание на еще одну особенность молитвы в книге Псалмов. Они часто кончаются обетами или обещаниями автора. В обоих псалмах в конце идет обещание "Восславить имя Всевышнего". Правда в конце псалма 57 эта мысль более активно развита. Более того, обещание (стих 10) окружено двумя парами стихов (8-9 и 11-12), которые сами по себе составляют хвалебный гимн Творцу.
Наверно, полезно обратить внимание на то, как молитва превращается в прославляющий гимн. В стихе 4
Да пошлет Он с небес спасение мне… Пошлет Бог милость и правду Свою!
В стихе 11
Велика до небес милость Твоя, до туч небесных – истина Твоя
Контрольный вопрос
КВ-1. Важно ли знать, с какой именно ситуацией в биографии Давида связан тот или иной Псалом? Почему?
2. Псалом 140
Другим примером такого псалма будет псалом 140
- Руководителю. Псалом Давида.
- Спаси меня, Господи, от дурного человека, охрани от грабителя!
- От тех, кто в сердце задумывает злодеяние, все время ищет повод к войне.
- Как змеи, остро жалит язык их; яд тарантула у них за устами. Сэла!
- Береги меня, Господь, от преступников, от злодеев охрани меня, от тех, кто задумал сбить меня с ног.
- Эти гордецы поставили силки на меня, разложили петли и сети на дороге, расставили западни. Сэла!
- Перед Господом молвил я: "Ты – Бог мой: внемли, Господи, жалобе моей!
- Господь, Властелин мой, твердыня спасения моего, Ты в час битвы прикрываешь голову мою!
- Господи, не дай сбыться мечтам преступника, не дай осуществиться замыслам его, чтобы не чем было гордиться ему! Сэла!
- Ложь, что на устах их, пусть опрокинется на голову окружившим меня.
- Просыплются на них горячие угли; опрокинь их в огонь, в бездны, откуда не подняться!"
- Злоязычный человек не найдет пристанища на земле; грабитель злонамеренный попадется и будет опрокинут!
- Знаю, что Господь удовлетворит иск бедняка, даст правосудие нищему.
Праведники воздадут благодарность имени Твоему, честные воссядут пред лицом Твоим!"…В первую очередь бросается в глаза количество эпитетов, которыми описаны враги: дурной человек, грабитель, преступник, злодей, гордецы. Их сравнивают со змеями и тарантулами, с охотниками, ставящими силки. Если мы зададимся вопросом, что же учинили эти враги?, – то ответ окажется достаточно расплывчатым: они злоумышляют, ищут повода к войне. Они обвиняются в злоязычии и злонамеренности. Понятно, что в последнем стихе автор включает себя в число праведников и честных людей.
Высказывались предположения, что враги это некто, кто пытается оклеветать или опорочить героя в суде. В основном это предположение основывается на стихах 4 ("Как змеи, остро жалит язык их; яд тарантула у них за устами"), 10 ("Ложь, что на устах их…") и 12 ("Злоязычный человек"). Однако совершенно не обязательно считать, что вся эта ложь имеет конкретное оформление. Дело в том, что в книге Псалмов очень часто под словом "ложь" подразумевается несправедливое суждение о ближнем. Оно в некотором роде "свидетельство" перед Богом, и одновременно психологическое обоснования "права преследователя преследовать".
Точно так же как и в предыдущих псалмах такого рода мы обнаруживаем просьбу воздать врагам тем же, чем они злоумышляют – мера за меру. В этом смысле очень показателен комментарий Раши к стиху 12:
"Грабитель злонамеренный попадется" – Раши [предлагает чтение]: "Грабитель попадется злонамерием своим", иными словами само злодеяние приведет к наказанию злодея. В будущем Всевышний возьмет язычников и подведет их к преддверью Ада и спросит их: "Почему вы преследовали Моих детей?" И они начнут рассказывать друг о друге, что это такой-то придумал, а другой обвинит первого. И на основании их собственных доносов Всевышний отправит их в преисподнюю (Берешит Раба).Здесь правда Раши продолжает мысль "воздаяния мера за меру" и приводит идею, что само преступление оставит такой отпечаток на злодее, что он сам себя накажет.
3. Псалом 109
Если уже упоминали проклятия в книге Псалмов, и говорили о проклятиях лишь внешним врагам. Наверное, полезно будет просмотреть один из самых ярких в этом отношении псалмов (109):
- Руководителю. Давида псалом. Бог хвалы моей, не оставайся глухим!
- Ибо злодейство и обман держат речь против меня; говорят ложь обо мне;
- Слова ненависти стоят вокруг меня, воюют со мной без причины.
- За любовь платят мне обвинением, я же только молюсь!
- Воздают мне злом за добро, ненавистью – за любовь.
- "Назначь [в судьи] ему злодея, поставь обвинителя справа от него!
- Пусть будет признан виновным в суде, пусть безуспешной будет молитва его!
- Пусть краткими будут его дни, и должность его займет другой!
- Пусть дети его станут сиротами, и жена – вдовою!
- Пусть шатаются его дети, попрошайничают и роются в развалинах!
- Пусть пустит с молотка заимодавец все его [имущество]; пусть чужие захватят накопленное им!
- Пусть никто не прострет над ним покровительство, не пожалеет сирот его!
- Пусть уничтожено будет потомство его; пусть исчезнет имя его в следующем поколении!
- Пусть останутся в памяти Господа прегрешения его отцов, не сотрется грех матери его!
- Пусть всегда остаются они перед Господом, чтобы Он истребил память о нем на земле,
- За то, что он сам не помнил, как делать добро, преследовал несчастных и нищих, до смерти преследовал сокрушенных сердцем!
- Он любил проклятия, – и они пришли; не любил благословений, – и они отдалились.
- Одевался в проклятия, как в доспехи, – и вошло оно, как вода, во внутренности его, как масло – в кости его.
- Пусть оно будет ему и верхней одеждой, и нижним бельем!.."
- Таким будет воздаяние Господа обвинителям моим, клевещущим на меня!
- Ты, Господь, Владыка мой, ради имени Твоего, поступи со мной по благому покровительству Твоему, спаси меня!
- Ибо я несчастен и нищ, разбито сердце мое.
- Я хожу, словно тень; словно кузнечика уносит меня.
- Колени мои подгибаются от постов, на теле нет ни капли жира.
- Я стал посмешищем для них; увидев меня, качают головою.
- Помоги мне, Господь, Бог мой; спаси меня по милости Твоей!
- Пусть узнают они, что тут – Твоя рука, что Ты это сделал, Господь!
- Они проклинают, а Ты благослови; они восстают – и узнают срам, а раб Твой пусть радуется!
- Пусть обвинители облекутся в позор, окутаются срамом, как плащом.
- А я буду беспредельно благодарить Господа, в присутствии многих вознесу Ему хвалу, -
- За то, что встал справа от бедного, чтобы спасти его от смертного приговора!..
В псалме три части: Жалоба на врагов (2-5), проклятья врагам (6-20) и молитва о помощи Всевышнего (21-29).
В первой части жалоба на врага, где враг обвиняется в лжесвидетельстве. При этом попутно враг упрекается в неблагодарности. В псалме описывается состояние человека, которому изменили друзья, и стали ему врагами. Враги клевещут на него перед судьями и если судьи поверят им, то они могут вынести смертный приговор.
Далее следует серия проклятий врагам. Такого рода проклятия можно найти и в других псалмах, но в нашем концентрация проклятий превышает все мыслимые пределы. В первую очередь, следует отметить, что здесь проклинается конкретный человек, а не некая группа лиц. При этом мы видим то же самое правило, что и выше: пусть врагу воздастся тем же, что он причинил мне. Он лжесвидетельствует – пусть сам станет жертвой лжесвидетельства. Он хочет сделать вдовою мою жену и сиротами детей – пусть его жена станет вдовою и дети беспризорными сиротами. Он хочет лишить меня имущества – и его пусть лишат имущества. В конце автор просто говорит, что пусть проклятия преследователя падут на его голову.
Вообще, весь этот набор проклятий вызывает к памяти закон книги Дварим (Втор. 19:18-21):
…И если свидетель тот будет свидетелем ложным, ложно донес он на брата своего, то сделайте ему то, что он умышлял сделать брату своему; и так истреби зло из среды себя; и прочие услышат, и убоятся, и не станут впредь делать такое зло среди тебя; да не пощадит его глаз твой: душу за душу, глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу.У ряда современных комментаторов эта очевидная ассоциация вызывает предположение, что это поэтическая форма запугивания свидетелей в суде. Перед тем, как они начнут давать показания, судья обязан серьезно предупредить их о суровых последствиях лжесвидетельства.
Разумеется, комментаторов очень интересует, кто автор псалма и против кого направлены его речи. Если счесть, что автор Давид, то собственно остается одна возможность: сказать, что псалом направлен против Доэга, который донес на Давида и священников города Нов царю Шаулю, в результате чего священники города Нов погибли (см. 1-Шмуэль 22:9). Однако в самом тексте псалма нет ничего, что указывало бы на это событие. Отсюда на первый взгляд странный, комментарий Раши:
"Весь Израиль говорит: Злодей – Эсав"Понятно, что Раши здесь не подразумевает Израиля – Яакова, и Эсава – его брата. Здесь речь идет о собирательном герое – праведник и против него исторический противник. Иными словами, кто угодно невинно оклеветанный, против клеветника.
Контрольный вопрос
КВ-2. Каков характер проклятий в Книге Псалмов, против кого они направлены?
4. Псалом 102
Наверное, это самый удивительный псалом, посвященный скорбям человека, причем здесь объединены, кажется, все возможные темы молитвы.
- Молитва страдальца, когда он падает духом и изливает пред Господом свою скорбь.
- Господи, услышь молитву мою, пусть мольба моя вознесется к Тебе!
- Не скрывай от меня лица Своего; в час бедствия приклони ко мне ухо; поспеши ответить мне, когда я взываю к Тебе!
- Годы мои унесены дымом, как будто в костре обуглились кости мои.
- Как трава – выжжено и иссушено сердце мое, даже о еде забыл я.
- Из-за тяжелых вздохов – выпирают кости мои.
- Стал я похож на сыча в пустыне, на филина в развалинах,
- Стал подобен птице одинокой на крыше.
- Всякий день бранят меня враги, поносители клянут меня.
- Ем пепел, как хлеб, питье развожу слезами,
- Из-за негодования и ярости Твоей: ибо вознес Ты меня, чтобы сбросить!
- Дни мои [убегают] как тень, сохну, как трава…
- А Ты, Господь, пребываешь вовеки, память о Тебе – из рода в род.
- Встань, помилуй Сион! Ибо пришла пора пожалеть его, пришел срок назначенный!
- Рабы Твои любят камни его, горюют над прахом его.
- Пусть видят народы имя Господне, все цари земли – славу Твою!
- Когда отстроит Господь Сион, явится в славе Своей.
- Прими молитву дерева сухого, одинокого, не пренебреги молитвой его!
- Будет записано для будущего поколения, чтобы народ грядущий восхвалял Бога:
- Что с священной высоты Своей следит Господь, – с неба смотрит на землю,
- Слышит стенание узника, освобождает осужденных на смерть!
- Будут воспевать имя Господа в Сионе, воздавать хвалу Ему в Иерусалиме,
- Когда соберутся народы и царства, чтобы вместе служить Господу!..
- Он изнурил меня в дорогах, сократил дни мои.
- Прошу: Боже мой, не забери меня в половине дней моих! Твои года – из поколения в поколения.
- Когда-то Ты создал землю, и небеса – произведение рук Твоих:
- Исчезнут они, а Ты – останешься. Все, как платье, износится. Подобно одежде, Ты переменишь их, и будут иные!
- А Ты – все Тот же, годы Твои не окончатся!
- Пусть дети рабов Твоих живут [на земле]; пусть потомство их будет стоять пред лицом Твоим!..
Начнем с серии грамматических примечаний, а также разъясним некоторые реалии псалма:
"В час бедствия…" – в оригинале "в день бедствия", в библейском иврите этот оборот означает: "в момент, когда…".
"Годы мои унесены дымом" – при сжигании любая вещь исчезает, уносится в дыме (Радак).
"Выпирают кости мои" – буквально: "прилипли кости к плоти". Смысл оборота ясен из Йова: "К плоти и коже прилипли кости мои" (19:20).
"Ем пепел, как хлеб" – траурный обычай, еду посыпают пеплом.
"Дни мои [убегают] как тень" – в оригинале: "Как тень склоненная" – речь идет о старости. При приближении заката, тень становится длиннее и это признак, что скоро день кончится и тень исчезнет (Шаарей Тшува).
"Примет молитву дерева сухого, одинокого" – в оригинале: дерево, одиноко растущее в пустыне, зеленеющее только в период дождей.
"Примет молитву дерева сухого, одинокого" – в поколениях, когда не будет ни царя, ни Храма, ни священника, когда останется только молитва, прошу, прими молитву их (Ваикра Раба).
"Будет записано для будущего поколения" – подобно тому, как записан рассказ об Исходе из Египта (р. Йешаяhу из Трани).
Попробуем выделить части псалма:
- 1-3 – просьба о принятии молитвы.
- 4-13 – страдания, одиночество, траур
- 14-18 – молитва по Сиону
- 19-23 – счастье восстановления Сиона
- 24-25 – просьба о долгой жизни
- 26-27 – Вечность Творца
- 28 – заключительная просьба.
Как обычно, в книге Псалмов автор не указывает причин траура и страданий. Можно предположить, что этот траур и страдания связаны с молитвой о восстановлении Сиона, то есть автор повествует нам о том, что он всю жизнь оплакивает Храм и Иерусалим (стихи 14-18). Он жалуется, что без Храма жизнь его лишена смысла и впустую "уносится как дым". В этом случае стих 9 ("Всякий день бранят меня враги, поносители клянут меня") это не жалоба на какого-то конкретного врага, а общая жалоба на тяжесть изгнания всего народа Израиля. Равным образом стих 11 ("вознес Ты меня, чтобы сбросить!") не говорит о том, что автор был высокопоставленным человеком, который всего лишился, – а о судьбе всего народа, который был вознесен Всевышним и приближен Им у горы Синай, а теперь тяжко унижен.
И все же первая часть псалма (до стиха 13) выглядит молитвой частной, тогда как стихи 14-23 – это молитва о восстановлении Сиона, то есть она скорее носит общественный характер. Однако, не исключено, что автор проводит мысль: с восстановлением Сиона все тягости и печали кончатся. То есть просьба о восстановлении Сиона равна просьбе о спасении от конкретных частных бедствий. Такое переплетение личного и общественного мы уже видели в книге Псалмов, просто в этой главе оно особо бросается в глаза.
Просьба о долгой жизни в стиха 24-25 увязывается со всем предыдущим текстом так: "Дай мне дожить до восстановления Храма".
Здесь, наверное, правильно привести серию комментариев к этому псалму, раскрывающие идеи, связанные с некоторыми из его стихов:
"Молитва страдальца, когда он падает духом" – эта молитва предваряет все остальные молитвы, потому как несчастья обращают сердце человека ко Всевышнему (Зоhар).
Вообще-то эта мысль еще библейская. С парной мыслью: благоденствие заставляет забыть Того, кто его дал. Но при этом в книге Псалмов, равно как и в тексте Пятикнижия многократно повторяется, что награда за праведность – благоденствие.
"И изливает пред Господом свою скорбь" – Всевышнему молятся, когда просят у Него о необходимом, в надежде, что Он, как отец, исполнит просьбу детей Своих. Но есть также молитва, которая сама по себе – служба Создателю. И также следует молиться о том, чтобы оставаться перед Создателем и служить Ему (Кдушат Леви).
"Встань, помилуй Сион! Ибо пришла пора…" – когда наступит пора помиловать Сион? -Когда весь народ Израиля страстно полюбит его камни и прах (Иегуда Галеви).
"Встань, помилуй Сион! Ибо пришла пора…" – Машиах придет либо в назначенный с издавна срок, либо в награду за заслуги Всевышний пришлет его раньше назначенного срока (Ор hа-Хаим).
"Прими молитву дерева сухого, одинокого" – На небесах есть специальное место, где хранятся отверженные молитвы. И когда человеку удается произнести молитву надлежащим образом, то она открывает врата и вместе с ней предстают перед Всевышним все до того отверженные молитвы (Шаарей Ора).
"Все, как платье, износится. Подобно одежде, Ты переменишь их" – Всевышний – наполняет весь мир, и душа наполняет все тело. Всевышний останется после того, как мир исчезнет, и душа останется после того, как мир исчезнет (Ваикра Раба).
Вот эта последняя мысль из мидраша "Ва-Икра Рабба" заставляет обратиться к новой теме. В конце псалма в трех стихах идет серия философских мыслей: Неизменность Творца, вечность Творца. Мысль о том, что земля – подобна одежде для Всевышнего, которую Он сможет сменить, естественно, не изменившись Сам, – подобно тому, как человек не меняется, какой бы наряд не надел. Какое место занимает философия в книге Псалмов?
Контрольный вопрос
КВ-3. Содержит ли сам текст Псалма 102 указание на время возвращения в Сион Что говорится об этом у комментаторов?