Глава 39

   1Точнее, архе, первопринципом; см. Аристотель, "О частях животных", III, 4.

   2Сам. II, 18:14.

   3Втор. 4:11.

   4Исх. 3:2.

   5Цар. II, 5:26.

   6Числ. 15:39.

   7Втор. 29:17.

   8, воззрение; ср. прим. 67 к гл. 34.

   9Парал. I 12:38

   10Прит. 10:21

   11Иов 27:6. В большинстве переводов толкуется как "посрамит", напр. "не посрамит меня сердце мое во все дни мои" (Йосефон). Толкование Маймонида, однако, принимается многими средневековыми и современными комментаторами.

   12Лев. 19:20.

   13Согласно Сифре (Кедошим, II, 5:2) и Талмуду (Керитот 11а), речь идет о женщине, имеющей промежуточный статус между рабыней и свободной, в соответствии со сказанным в продолжении стиха , то есть "выкуплена не полностью".

   14Иер. 3:15. Как отмечает комментатор Эфоди, этот стих, поскольку речь в нем идет от имени Бога, должен быть помещен далее, среди примеров метафорического словоупотребления.

   15Цар. II, 10:15.

   16Сам. I, 2:35.

   17Цар. I, 9:3.

   18, созвучно слову - глаз, см. ниже, гл. 44.

   19 - интеллект, см. прим. 20 к Введению, прим. 49 к гл. 34, гл. 50 и примечания к ней.

   20Иов 11:12.

   21Эккл. 10:2.

   22Втор. 4:39.

   23Ис. 44:19.

   24Втор. 29:3.

   25Втор. 4:35. Как показывает сопоставление двух последних фраз, "дано сердце" означает то же, что "дано созерцать".

   26Втор. 6:5.

   27Шемона пераким, гл. 5. Маймонид приводит в этой связи стих из книги Притчей "На всех путях своих познавай Его" (3:6) и изречение мудрецов "Все дела твои да будут во имя Неба" (Авот, II, 15).

   28I, 1, 2:2; 2, 3:2,3; 5, 10:3; см. прим. 12 к "Наставлению о сем трактате".