Глава 49

   1 , см. прим. 25 к гл. 37.

   2II, 6, 21-22.

   3Быт. 3:24.

   4Пс. 104:4.

   5Берешит раба, XXIX, 9; ср. Шемот раба XXV, 2.

   6Ниже, II, 36.

   7Зах. 5:9.

   8Это один из основных пунктов маймонидовой критики калама, см. ниже, гл. 73, постулат десятый, и выше, прим. 76 к Введению, прим. 20 к гл. 34.

   9 .

   10 ' . В этом предложении обращает на себя внимание троекратное, почти тавтологическое повторение оборотов, использующих корень . В связи с указанной выше многозначностью слова (см. прим. 6 к гл. 24), а также других слов, используемых в этой фразе (о ' см. прим. 6 к гл. 23), ее можно рассматривать, с одной стороны, как ориентированное на "язык людей" изображение деятельности ангелов, которые наподобие царских слуг 1) выслушивают Его повеления (); 2) объявляют их публично ('); 3) приводят их в исполнение (); с другой стороны - как описание различных стадий распространения эманации (): от Бога к отделенным интеллектам, от них - к небесным сферам и к стихиям (ср. в гл. II, 7: "слово 'ангел'... объемлет и интеллекты, и сферы, и стихии, поскольку все они - исполнители повеления - '"; см. также II, 6, 48; выше, прим. 14 к гл. 15).

   11' ' , см. в начале гл. 46 и прим. 5 к ней.

   12См. выше, гл 26 и 46.

   13' . О см. прим. 19 и 22 к гл. 1, о ' - прим. 6 к гл. 9.

   14Эвен Шмуэль и Капах дают отсылку на II, 42, однако там ничего не говорится по поводу движения ангелов. Представляется, однако, что Рамбам подразумевает здесь особенности действия отделенных сущностей, в частности Активного Интеллекта, на материальные тела, описываемые в II, 12. Воздействие одного материального тела на другое зависит от расстояния между ними и представляет собой длящийся во времени процесс; в отличие от этого действие отделенной субстанции обусловлено только готовностью материального тела воспринять его и не зависит от времени и пространства. Среди прочего, это относится к действию Активного Интеллекта, который наделяет формами природные тела (относительно того, какие именно формы нуждаются в действии Активного Интеллекта, существовали разногласия; бесспорной была только его роль в возникновении интеллектуальной формы человека). Действие Активного Интеллекта в мире образно уподобляется в указанной главе водам источника, изливающимся во всех точках пространства и во всех направлениях; чтобы зачерпнуть из источника, не требуется приближаться к нему - достаточно подставить сосуд. Подготовка материи человеческого разума к восприятию интеллектуальной формы представляет собой постепенный и длительный процесс, однако по достижении готовности происходит вневременной контакт человеческого интеллекта с Активным Интеллектом. Столь же внезапно этот контакт может прерываться, когда человек обращает свою мысль к материальному миру (см. прим. 26 к гл. 37, прим. 9 к гл. 44, III, 51; ср. I, 62 и прим. 26 там; II, 29, прим. 26 к гл. 2). Подобные явления описываются Маймонидом во Введении как вспышки молнии; в этом же смысле нужно понимать внезапность, сопутствующую возникновению и исчезновению проявлений ангелов в низшем мире.

   15Пс. 18:11.

   16 ' . По поводу см. прим. 7 к гл. 10, по поводу см. прим. 10 к настоящей главе, гл. 22 и прим. 10 к ней, прим. 14 к гл. 15, прим. 10 и 11 к гл. 23, прим. 6 к гл. 24. Херувим - олицетворение нетелесной сущности "повеления", , осуществление которого описывается как - вселение, нисхождение его в материальный мир.

   17Ис. 19:1.

   18 также, как и , описывает нисхождение трансцендентных сущностей в материальный мир; см. прим. 11 к гл. 10, прим. 14 к гл. 15.

   19Приводимые здесь цитаты из Иезекииля могут создать впечатление, что ангелам приписываются не только крылья, но и другие черты облика животных, вопреки утверждению Маймонида.

   20Иез. 1:10.

   21Иез. 1:7.

   22III, 1-7. По поводу выражений "лицо быка", "лицо льва", "лицо орла" Маймонид поясняет, что речь идет о человеческих лицах, обладающих сходством с этими животными (III, 1). Выражение "ступни ног быка" Маймонид объясняет (II, 29, 43; III, 2) через игру слов (бык) и (круглый) - в том смысле, что небесным сферам (это и есть животные Иезекииля) присуще круговое движение ("ноги").

   23Маймонид полагает, что животные в видении Иезекииля - это небесные сферы, а не ангелы (III, 1-7).

   24Речь идет о способе эзотерического письма, применяемого Маймонидом в главах, посвященных видению Иезекииля: он пересказывает библейский текст и отдельные толкования мудрецов, почти ничего не добавляя от себя; иногда Маймонид призывает читателя обратить внимание на тот или иной стих, те или иные слова или детали повествования. Подразумеваемая им интерпретация должна быть реконструирована по тем намекам, которые содержатся, в частности, в отборе и порядке цитируемых стихов, в выделяемых словах и деталях и т. д.

   25То есть не только ангелам, но и небесным сферам, как в видении Иезекииля (см. также прим. 20 и 21).

   26Втор. 28:49.

   27Речь идет о четырех крыльях в видении Иезекииля, указывающих на четыре причины движения сфер ( III, 2; ср. II, 10).