К оглавлению "РАМБАМ"
К оглавлению "Морэ Невухим"
Глава 40
- многозначное слово.
Оно означает воздух, то есть одну из четырех стихий: "И дух () Божий витал [над водою]",1 а также дующий
ветер: "И восточный ветер принес саранчу"2, "...ветер западный..."3 - подобные примеры многочисленны.
Кроме того, оно означает и дух жизни:4 "...дух уходящий и не возвращающийся"5, "...в которой
есть дух жизни".6 Оно означает
также и то, что остается от человека после смерти, что неподвластно
разрушению:7 "а дух возвратится к Богу, Который дал его".8 Оно обозначает и Божественную
эманацию9 разума, изливающуюся на пророков, вследствие чего они начинают пророчествовать, как мы разъясним тебе, когда будем говорить о пророчестве то, что должно быть высказано в этом трактате.
10 "И уделю им от духа, который на тебе, и возложу на них...";11 "И было,
когда почил на них дух...";12 "Дух Господень говорит во мне...".13 Подобные примеры многочисленны.
Это слово означает также намерение и желание:14 "Весь дух свой
обнаруживает глупец..."15
- свою цель и намерение. "И дух Египта изнеможет в нем, и разрушу () совет его";16 здесь говорится, что намерения его расстроятся и мудрость управления17 окажется
сокрытой от него. Подобно этому сказано "Кто измерил дух Господень? [Кто
тот] человек, который поведает
о замысле его?";18 здесь говорится следующее: "Кто познает распорядок Его воли, кто постигнет то, как управляет Он сущим, и возвестит нам об этом?" Мы объясним это в главах, которые будут посвящены управлению.19 Таким образом, всякий раз, когда слово относится к Богу, оно употребляется в пятом значении20, за исключением
тех случаев, когда подразумевается последнее из упомянутых значений - то есть желание, как мы
объяснили. И всюду следует толковать его согласно тому, на что указывает
контекст.
Продолжение